Художник Валентина Челинцова (1906-1981) – художник Урало-Волжского региона, новое имя в истории отечественного и европейского искусства ХХ века. Презентация монографии

Опубликовано 02.06.2021

Автор монографии Г.С. Трифонова, искусствовед, доцент кафедры СГИППД от факультета изобразительных искусств ЮУрГИИ имени П.И. Чайковского, создала этот труд в течение трех десятилетий на основе исследований музейных собраний Саратова, Хвалынска, челябинских музеев, семейных архивов и архивов РГАЛИ и ОГАЧО, в тесном контакте с сотрудниками музеев, семьей В.Н. Челинцовой, ее замечательными учениками – студийцами, художниками и архитекторами Челябинска и Саратова, при поддержке Российской Ассоциации искусствоведов. Монография состоит из трех книг: собственно исследование жизни и творчества художника Челинцовой родом с Волги, из Хвалынска, 40 лет жизни и творчества отдавшая Челябинску; с каталогом творческого наследия, альбомом репродукций произведений, исполненных в главных видах изобразительного искусства: в графике уникальной и гравюре, живописи, скульптуре, книжной графике; с воспроизведением редких документальных фото.

Вторая книга – первая публикация теоретического труда В.Н. Челинцовой на основе мирового опыта и своего собственного, который ей не удалось опубликовать при жизни: «О симфонизме в композиции картины». В третьей книге монографии помещены мемуары В.Н. Челинцовой и ее эпистолярное наследие: в основном ее письма студийцам, архитекторам, коллегам художникам. Монография высоко оценена экспертами РФФИ: «Биография Валентины Челинцовой и вопросы творчества рассматриваются в широком контексте историко-художественных процессов и в ракурсе наиболее актуальных вопросов, стоящих перед региональными художественными школами. Эти качества позволяют считать издание ценным не только для дальнейшего развития данного научного направления, но и для формирования новых научных направлений в изучении аналогичной проблематики.

  • Издание имеет аналоги в кругу биографических монографий, однако оригинальной составляющей его является структура книги, отражающей концептуальный подход исследователя, и публикация реконструированной, ранее не издававшейся рукописи художницы, содержащей ценные практические суждения об искусстве и отражающей оригинальное художественно-пластическое видение автора.
  • Многогранность освещения темы и современный уровень методологии соответствует лучшим достижениям отечественной и зарубежной науки.
  • Издание может быть востребовано специалистами в различных областях науки, поскольку закрывает одну из лакун в истории искусства ХХ века, предлагает оригинальные подходы к осмыслению роли творческой личности в истории, освещает интересные стороны художественной жизни региона, ценные для современной творческой практики».