Автор монографии Г.С. Трифонова, искусствовед, доцент кафедры СГИППД от факультета изобразительных искусств ЮУрГИИ имени П.И. Чайковского, создала этот труд в течение трех десятилетий на основе исследований музейных собраний Саратова, Хвалынска, челябинских музеев, семейных архивов и архивов РГАЛИ и ОГАЧО, в тесном контакте с сотрудниками музеев, семьей В.Н. Челинцовой, ее замечательными учениками – студийцами, художниками и архитекторами Челябинска и Саратова, при поддержке Российской Ассоциации искусствоведов. Монография состоит из трех книг: собственно исследование жизни и творчества художника Челинцовой родом с Волги, из Хвалынска, 40 лет жизни и творчества отдавшая Челябинску; с каталогом творческого наследия, альбомом репродукций произведений, исполненных в главных видах изобразительного искусства: в графике уникальной и гравюре, живописи, скульптуре, книжной графике; с воспроизведением редких документальных фото.
Вторая книга – первая публикация теоретического труда В.Н. Челинцовой на основе мирового опыта и своего собственного, который ей не удалось опубликовать при жизни: «О симфонизме в композиции картины». В третьей книге монографии помещены мемуары В.Н. Челинцовой и ее эпистолярное наследие: в основном ее письма студийцам, архитекторам, коллегам художникам. Монография высоко оценена экспертами РФФИ: «Биография Валентины Челинцовой и вопросы творчества рассматриваются в широком контексте историко-художественных процессов и в ракурсе наиболее актуальных вопросов, стоящих перед региональными художественными школами. Эти качества позволяют считать издание ценным не только для дальнейшего развития данного научного направления, но и для формирования новых научных направлений в изучении аналогичной проблематики.