Учебная деятельность Факультета изобразительного искусства

Факультет изобразительного искусства осуществляет подготовку специалистов по программам среднего профессионального и высшего образования на основании Федеральных государственных образовательных стандартов по следующим специальностям:

Программы среднего профессионального образования (углубленная  подготовка)

Код специальности Наименование специальности, квалификация Форма обучения Срок обучения
54.02.01 Дизайн
(по отраслям)
в области культуры и искусства
очная 3 года 10 месяцев
54.02.05 Живопись (по видам)
Станковая живопись
очная 3 года 10 месяцев
54.02.07 Скульптура очная 3 года 10 месяцев
 
54.02.02 Декоративно-
прикладное искусство
и народные промыслы
(по видам): Художественная обработка дерева, Художественная керамика)
очная 3 года 10 месяцев

Программы высшего образования

Код специальности Наименование специальности, квалификация Форма обучения Срок обучения
54.05.02 Живопись
Специализация № 1: «Художник живописец (станковая живопись)»
очная 6 лет

На факультете также реализуются образовательная программа по подготовке к поступлению по программам среднего профессионального образования со сроком обучения 9 месяцев, 2 недели. 

Организация и содержание учебного процесса

Организация и содержание учебного процесса осуществляется на основании Федеральных государственных образовательных стандартов, с обеспечением условий их реализации.

Контингент студентов факультета формируется за счет обучающихся на бюджетной и платно-договорной основе, с полным возмещением затрат на обучение. 

Численность контингента студентов очной формы обучения по всем уровням образования в среднем  составляет 270 человек, включая обучающихся на платно-договорной основе.

Учебный процесс осуществляется в соответствии с утвержденными учебными планами по всем реализуемым специальностям среднего профессионального и высшего образования, графиком учебного процесса, расписанием учебных занятий.

Учебные планы обеспечивают последовательность изучения дисциплин, их преемственность, рациональное распределение по семестрам с позиции равномерности учебной нагрузки на студента. Соотношение учебного времени между теоретической и практической подготовкой, формы и количество промежуточной аттестации, виды государственной итоговой аттестации соответствуют ФГОС среднего профессионального и высшего образования. 

Основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования (далее – СПО) — программы подготовки специалистов среднего звена, образовательная программа высшего образования (далее – ВО), реализуемые факультетом, полностью обеспечены рабочими программами учебных дисциплин, профессиональных модулей и практик. Содержательная часть учебных программ по дисциплинам пересматривается в связи с требованиями к результатам освоения ФГОС, изменением объема учебной нагрузки.  

Учебные занятия проводятся в очной форме, а также с использованием (при необходимости) дистанционных технологий.  Аудиторные занятия в семестрах, промежуточная аттестация, каникулы, государственная итоговая аттестация, учебная и производственная практики проводятся в соответствии с календарным учебным графиком.

В учебном процессе используются как подтвердившие свою эффективность традиционные, так и инновационные методы и формы обучения (семинары, уроки-диспуты,  круглый стол, театрализованные уроки, презентации, видео-уроки, видеоконференции в рамках реального времени с использованием платформы Zoom, вебинары). Преподаватели активно применяют компьютерные технологии. 

Основными активными формами овладения профессиональными компетенциями являются практические занятия по общепрофессиональным дисциплинам и междисциплинарным курсам.

Наряду с аудиторной нагрузкой, обязательной частью основной профессиональной образовательной программы (выражаемой в часах) является самостоятельная работа, в процессе которой у студента формируются навыки самостоятельного приобретения знаний и умений находить необходимую информацию, практического их применения в решении творческих задач.

Самостоятельная работа студентов подкрепляется учебно-методическим и информационным обеспечением, включающим учебники, учебно-методические пособия, конспекты лекций, видео материалы и т.д.

Образовательный процесс обеспечивался наличием специализированных учебных аудиторий и мастерских: компьютерный класс, мастерские рисунка, живописи, скульптуры, керамики, художественной обработки дерева и т.п.

Промежуточная аттестация студентов и государственная итоговая аттестация выпускников проводится  в соответствии с графиком учебного процесса. Основной формой промежуточной аттестации  по дисциплинам профессионального цикла является экзаменационный просмотр учебно-творческих работ на семестровых выставках.

Важным этапом процесса подготовки будущего художника-специалиста является выполнение и защита курсового проекта (работы), которая имеет характер одновременно учебно-исследовательской и творческой деятельности.

В ходе выполнения курсовой работы осуществляется обучение применению полученных знаний и умений при решении комплексных задач, связанных со сферой профессиональной деятельности будущих специалистов. 

Согласно учебным планам по всем уровням образования на весь период обучения предусмотрено выполнение и защита одного курсового проекта (работы) по междисциплинарному курсу (дисциплине) профессионального цикла. 

По программам среднего профессионального образования курсовой проект (работа) проводится на 3 курсе в 6 семестре:

  • 54.02.05 Живопись (по виду Станковая живопись) – МДК Композиция и анализ произведений изобразительного искусства (эскиз картины);
  • 54.02.01 Дизайн (в области культуры и искусства) - по МДК Дизайн- проектирование (проект интерьера помещения); 
  • 54.02.07 Скульптура - по МДК Композиция и мастерство скульптурной обработки материалов (эскиз скульптуры); 
  • 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам: художественная обработка дерева, художественная керамика) - по МДК Художественное проектирование изделий декоративно-прикладного и народного искусства (эскиз изделия или комплекта изделий по видам (дерево, керамика).

По программе высшего образования курсовой проект (работа) проводится по дисциплине «Общий курс композиции»  на 5 курсе в 10 семестре в виде эскиза картины, выполненного в технике масляной живописи.

Основными задачами курсового проекта (работы) являются определение уровня сформированности профессиональных компетенций, развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений, а также качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными в процессе изучения междисциплинарного курса (дисциплины).

Курсовой проект (работа) состоит из теоретической части – пояснительной записки, практической части – исполнения творческой работы. Тематика задания творческой работы и ее объем исполнения по каждой специальности определены программами междисциплинарных курсов (дисциплины). 

Обязательным разделом освоения образовательной программы  является практика. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определённых видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. 

При реализации образовательных программ  по специальностям СПО и ВО предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.

По программам СПО практика осуществляется следующим образом: 

1. Учебная практика

  • Работа с натуры на открытом воздухе (пленер) – является продолжением работы по рисунку, живописи, композиции студентов 1 курса всех специальностей, проходит во 2 семестре. По завершению практики проводятся просмотры и выставки студенческих работ.
  • Практика для получения первичных профессиональных навыков проводится для студентов  2 курса  специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» в 4 семестре. Обучающиеся овладевают профессиональными компетенциями в части копирования и варьирования исторических и современных образцов декоративно-прикладного искусства (по видам: художественная обработка дерева, художественная керамика), применения технологических и эстетических традиций при исполнении современных изделий декоративно-прикладного искусства.
  • Практика по изучению памятников изобразительного искусства и архитектуры в других городах проводится в 6 семестре на 3 курсе - реализуется в виде выездной практики в городах  Санкт-Петербурге, Челябинске, Екатеринбурге.

2. Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.

  • Производственная практика (по профилю специальности) ориентирована на практическую деятельность, приобретение первоначальных навыков и профессиональной адаптации студентов. По специальности «Живопись» практика направлена на расширение представлений обучающихся об окружающей действительности, сбор материала для создания произведений живописи, реализуется в форме выездной практики. По специальности «Дизайн» практика направлена на изучение технических и программных средств компьютерной графики  (программы ArchiCAD, 3ds max), выполнение работ, связанных с проектированием объектов дизайна, на основе современных тенденций и технологий в области дизайна; проводится в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся. По специальности «Скульптура» во время практики студенты знакомятся с видами работ, овладевают навыками обработки скульптурных материалов, выполнением скульптуры от эскиза до воплощения в материале.  По специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам: художественная обработка дерева, художественная керамика) программа практики включает: разработку специальной композиции  для декоративного оформления или проекта изделия  декоративно-прикладного искусства  (по заданию). Материальное воплощение  самостоятельно разработанных проектов изделий декоративно-прикладного искусства.
  • Педагогическая практика студентов 4 курса всех специальностей проводится на базе МАУ ДОД «ДХШИ» г. Челябинска, с которым заключен долгосрочный договор о сотрудничестве. Программа практики включает  знакомство с организацией и содержанием образовательного процесса в образовательном учреждении, посещение показательных уроков, подготовку и проведение пробных уроков, внеклассного мероприятия, составление учебно-методической документации.
  • Преддипломная практика направлена на подготовку к итоговой государственной аттестации, сбор материала к дипломной работе, разработку эскизов, изучение аналогов, подготовку теоретической части дипломного проектирования.

По программе ВО специальности 54.05.02 Живопись практика осу-ществляется  следующим образом: 

1. Учебная практика:

  • Ознакомительная практика включает получение первичных профессиональных умений работы с натуры на открытом воздухе (пленэр), а также посещение музеев, библиотек на предмет знакомства с историей региона, сбор материала для учебно-творческой работы по дисциплинам специализации при подготовке художественных произведений. Цель практики заключается в  развитии практических навыков в передаче окружающей среды (пейзаж, архитектура, человек, предметная атрибутика и др.) средствами живописи и рисунка; привитие первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности. Форма проведения практики может быть как выездная, так и стационарная. Результатом практики является выполнение композиции на пленере.
  • Пленерная практика продолжает формировать основы профессиональной грамотности и мастерства в традициях русской реалистической школы живописи. Программа практики предусматривает дальнейшее развитие практических навыков в передаче окружающей среды (пейзаж, архитектура, человек, предметная атрибутика и др.) средствами живописи и рисунка; сбор материала об историческом прошлом родного края, народном искусстве, быте; натурного материала для учебно-творческой работы. Результатом практики становится выполнение композиции. Форма проведения практики может быть как выездная, так и стационарная. 
  • Творческая практика направлена  на дальнейшее формирование профессионального мастерства в традициях русской реалистической школы, развитие творческой личности будущего художника, способной решать любые творческие задачи и обладающей всеми качествами, необходимыми для профессиональной деятельности. Программа предусматривает знакомство с архитектурными памятниками Челябинской области, других городов России,  выполнение практических работ (пленэрные этюды и зарисовки), разработку эскизов к композиции. В задания по живописи и рисунку входят пейзажи с видами историко-архитектурных объектов, с видами городов и деревень, зарисовки различных деталей, групп деревьев и так далее. Завершается практика созданием по собранным этюдам и зарисовкам эскизов композиции.

2. Производственная  практика нацелена на формирование профессиональных и общепрофесиональных  компетенций, реализуется как в форме самостоятельной практической и научно-исследовательской работы студента, так и занятий с выездом на пленэр под руководством преподавателей. Производственная практика осуществляется следующим образом:

  • Музейная практика направлена на приобщение студентов к изучению творческого наследия художников-живописцев прошлых лет и историко-культурных ценностей мирового художественного процесса; углубление и закрепление теоретических знаний и умение их применять в практической работе. Практика  является выездной, проводится на базе художественных музеев Санкт-Петербурга и Москвы, Челябинска. (Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея, Эрмитаж, Государственный музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина и т.д.).
  • Копийная практика проводится с целью приобщения студентов к изучению творческого наследия художников-живописцев прошлых лет и историко-культурных ценностей мирового художественного процесса; включает выполнение копии с подлинника работы известного художника, организуется на базе художественных музеев Челябинска.
  • Педагогическая практика обеспечивает практическую реализацию знаний, полученных в теоретических курсах методики, педагогики, психологии, сформировав, тем самым, самостоятельность художественно-творческого и педагогического мышления практикантов.    Практика имеет своей целью подготовку студента к самостоятельной педагогической работе в образовательных учреждениях дополнительного, среднего профессионального и высшего образования. Задачи практики – освоение принципов современной педагогики в области изобразительного искусства, изучение основ педагогической и учебно-методической работы в учебных заведениях, овладении педагогическими навыками проведения отдельных видов учебных занятий и подготовки учебно-методических материалов по дисциплинам, освоение принципов методически грамотного планирования и реализации учебного процесса, организации самостоятельной работы обучающихся, развития их художественного вкуса и общекультурного уровня. Практика проводится в учреждениях дополнительного образования детей, художественном училище под руководством преподавателя. 
  • Научно-исследовательская работа является обязательным разделом ОПОП подготовки специалиста по специальности 54.05.02 Живопись, направлена на комплексное формирование профессиональных и общепрофессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО. Научно-исследовательская работа проводится на базе библиотеки  ГБОУ ВО «ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского», Публичной библиотеки г. Челябинска. Целью Научно-исследовательской работы является приобретение опыта и теоретических знаний в формировании общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в области изобразительного искусства, сбор подготовительного материала для выпускной квалификационной работы. Освоение ключевых положений и проблематики методологии научно - исследовательской работы; формирование у студентов теоретических знаний о характере и принципах работы в процессе научного исследования; овладение практическими навыками по разработке научного аппарата исследования в художественно - графической сфере.
  • Преддипломная практика направлена на подготовку к итоговой государственной аттестации, сбор материала к дипломной работе, разработку эскизов, изучение аналогов, подготовку теоретической части дипломного исследования по выбранной теме. Практика предусматривает теоретическую и практическую подготовку студентов к выполнению сложных художественно-творческих задач в работе над дипломным произведением.

Работа по подготовке выпускной квалификационной работы проводится в форме самостоятельной работы студентов под руководством преподавателей Института (научных руководителей).

Государственная итоговая аттестация выпускников 

Освоение образовательных программ завершается обязательной государственной итоговой аттестацией (далее - ГИА)  выпускников, целью которой является установление уровня подготовки выпускников к выполнению профессиональных задач и соответствия их подготовки требованиям ФГОС по специальностям среднего профессионального и высшего образования, реализуемым на факультете.  

Государственная итоговая аттестация проводится в установленные учебными планами сроки. Государственная итоговая аттестация выпускников осуществляется государственными экзаменационными комиссиями по специальностям, утвержденными приказами по институту. В качестве председателей ГЭК приглашаются специалисты из организаций (руководители, представители работодателей), направление деятельности которых соответствует профилю специальностей.

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами СПО по специальностям   государственная итоговая аттестация включает:

  • государственный экзамен по профессиональному модулю Педагогическая деятельность; Государственный экзамен проводится в устной форме, обеспечивает проверку подготовленности выпускника к педагогической  деятельности. Экзаменационный материал отражает весь объем проверяемых теоретических знаний и практических умений в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами по междисциплинарным курсам «Педагогические основы преподавания творческих дисциплин», «Учебно-методическое обеспечение учебного процесса», которые входят в программу профессионального модуля Педагогическая деятельность.
  • выполнение и защиту выпускной квалификационной работы (дипломной работы).

Выпускная квалификационная работа в соответствии с ФГОС по реализуемым специальностям выполняется в виде дипломной работы. По содержанию выпускная квалификационная работа носит художественно-творческий и исполнительский характер. 

По структуре законченная выпускная квалификационная работа включает теоретическую часть - пояснительную записку и практическую – творческую работу в соответствии со специальностью:

  • 54.02.05 Живопись - эскиз картины, выполненный в технике масляной живописи, 
  • 54.02.01 Дизайн - проект по направлениям: дизайн среды (интерьеры общественных зданий, ландшафтный дизайн и т.п.),  графический дизайн (фирменный стиль, книга или иное печатное издание, плакат, упаковка, компьютерных игр и применения в них элементов анимации т.п.).
  • 54.02.07 Скульптура – эскиз скульптуры, выполненный в материале.
  • 54.02.02 ДПИ и НП - изделия (комплекта изделий) декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, выполненного в материале по видам художественная обработка дерева, художественная керамика.  

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами ВО по специальностям 54.05.02 Живопись, специализации «Художник-живописец (Станковая живопись)» государственная итоговая аттестация включает выполнение и защиту выпускной квалификационной работы (дипломной работы).