Подвиг Минина и Пожарского. К истории Дня народного единства

Опубликовано 03.11.2023

День народного единства  впервые в России стал отмечаться в 2005 г. Он был учреждён в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в начале 17  века. Слово «смута» в древнерусском языке означало «неустройство, смятение, нарушение привычного порядка, бунт». 

В 1598 году умер царь Федор Иванович из рода Рюриковичей. Так как у царя не было наследников, род Рюриковичей прервался, начался династический кризис. 

В последующие годы государством будут управлять Годуновы, Лжедмитрий I (самозванец, который выдавал себя за погибшего сына Ивана Грозного), Василий Шуйский, а затем и группа бояр (период их власти назовут Семибоярщиной). Семибоярщину возглавил князь Федор Мстиславский. Он пустил в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава. Страна была фактически под угрозой потери своей государственности, своей независимости, потери своих национальных корней. 

К осени 1611 г. положение России было близко к отчаянному: 

  • поляки заняли Москву, Смоленск и другие русские город. 
  • шведы захватили все побережье Финского залива и Новгород. 

Вся западная часть государства оказалась фактически оккупированной. В стране процветали мародерство и преступность. В этот тяжелый момент большую роль сыграло русское духовенство. Патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту страны и изгнать польских захватчиков из Москвы.   

Одна из грамот патриарха попала в Нижний Новгород, в руки земского старосты Козьмы Минина (? – 1616). Достоверных сведений о деятельности Минина до 1611 г. сохранилось мало. Родился Минин в волжской Балахне, в семье солепромышленника. Вскоре семья переехала в Нижний, где уже сам Кузьма стал посадским человеком: завёл лавку, торговал мясом и рыбой.

Призыв церкви к ополчению, к защите страны от поляков был им услышан. Он приступил к делу незамедлительно. Кузьма Минин стал практически финансовым директором ополчения – он собирал пожертвования, объясняя людям, на что пойдут их деньги. По преданию, он даже отдал треть своего имущества на эти цели. Помимо сбора денежных средств в его обязанности также входили выдача жалования ратникам и обеспечение хозяйственной части. 

Командующим ополчением был избран князь Дмитрий Михайлович Пожарский (1578–1642).  К этому времени он имел солидный боевой опыт. Во времена Смуты Пожарский сражался против отрядов Лжедмитрия II, был участником первого земского (народного) ополчения  рязанского воеводы Прокопия Ляпунова, созданного для освобождения русской столицы от поляков. В последний день боев Дмитрий Пожарский получил три ранения, самое тяжелое – в ногу. Хромал потом всю оставшуюся жизнь.

Из Москвы раненого воеводу увезли сначала в Троице-Сергиев монастырь, а затем в его родовую вотчину – село Мугреево. Для собрания Второго народного ополчения к Пожарскому в Мугреево приходили гонцы от Козьмы Минина из Нижнего. 28 октября 1611 г. князь Дмитрий Михайлович принял решение возглавить нижегородскую рать и прибыл в Нижний Новгород.

Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско, где были  представители всех сословий и всех народов, входивших в состав русской державы.

С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Победа ополчения Минина и Пожарского послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. А икона стала предметом особого почитания.

В конце февраля 1613 года Земский собор, куда входили представители всех сословий страны и делегаты от многих русских городов, избрал новым царем Михаила Романова (сына митрополита Филарета), первого русского царя из династии Романовых. 

Земский собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.

Уверенность, что благодаря именно иконе Казанской Божией Матери была одержана победа, была столь глубока, что князь Пожарский на собственные деньги специально выстроил на краю Красной площади Казанский собор. 

С тех пор Казанскую икону начали почитать  как покровительницу дома Романовых. А по указу царя Алексея Михайловича, было установлено празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков (отмечался до 1917 года). 

В ополчении под предводительством Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина объединились вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе «русские люди, поволжские и сибирские татары, башкирские и марийские стрельцы, мордовские и удмуртские ратники». 

Кто знает, как бы повернула свой ход история, если бы призыв Минина не нашёл отклика? Но история не знает сослагательного наклонения, и в этом случае – Слава Богу! В 1612 году страна сохранила свою самостоятельность, свою культуру и свои традиции.