Студенческая конференция кафедры истории, теории музыки и композиции

Опубликовано 19.11.2014

«Михаил Иванович Глинка – основоположник национальной композиторской школы» – именно так называлась научно-практическая конференция студентов-теоретиков и композиторов, посвящённая 210-летию со дня рождения великого мастера русской музыки. Состоялась она 15 октября, по традиции, в малом зале. Студенческие научные конференции, проходящие каждый год лет на всех факультетах ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского стали доброй традицией, способствующей развитию интеллектуально-творческого потенциала учащихся. Научные мероприятия кафедры истории, теории музыки и композиции с участием студентов вуза и колледжа вызывают постоянный профессиональный интерес у слушателей, а также становятся своеобразной лабораторией будущих профессионалов в сфере «Слова о музыке». О чём же размышляли докладчики?

Первым, уже, казалось бы, исчерпывающе изученным материалом, явилась Камаринская. Произведению посвятили свои работы автор этих строк, раскрывший вопросы взаимодействия тембровых персонажей и пауз в данном сочинении, а также Е. Чикина (3 курс ВО), подготовившая сообщение на тему «Фольклорная текстовая основа «Камаринской». В выступлении первого докладчика по-новому была представлена роль генеральных  пауз во вступлении, а также значение тембровой драматургии в сюжетном плане сочинения с выходом на музыку ХХ века. Таким образом в этом диалоге эпох русской музыкальной культуры удалось обнаружить связь русского классика с творчеством Э. Денисова и Л. Лурье. Е. Чикина исследовала фольклорные тексты и их варианты, что также явилось новой стороной изучения Камаринской, обогатившейся разными содержательными оттенками найденных студенткой первоисточников и заигравшей свежими образно-художественными смыслами.

Фигловская О. (4 курс СПО) посвятила своё выступление претворению в музыке Глинке традиций русской духовной музыки. Докладчица познакомила аудиторию, пожалуй, с самой малоизученной областью творческого наследия композитора – с сочинениями, среди которых «Херувимская», являющаяся поистине жемчужиной русской духовной музыки ХIХ века. Как известно, именно Глинка положил начало обращению русских композиторов к идеям и жанрам музыкального пространства православного храма.

Молодой композитор Ш. Сабиров (2 курс ВО), рассматривая «Жанр фортепианной миниатюры», проводил параллели с фортепианной музыкой Ф.Шуберта, Р.Шумана, Ф.Шопена. Не были забыты и аспекты, предвосхищающие идеи фортепианного творчества П.И. Чайковского.  Хочется отметить, что каждую мысль своего выступления докладчик иллюстрировал игрой на фортепиано фрагментов глинкинских сочинений и указанных авторов.

Испанскую тему романсов М.И. Глинки озвучила Соушканова А. (4 курс СПО), а об истории создания и особенностях романса «Финский залив» нам поведали сразу два докладчика – Дегтярёва Л. и Моргун А. (студентки  1 курса фортепианного отделения). Их дуэт-диалог словно перенес нас в глинкинское время, погрузив в ту атмосферу дружеской беседы и размышлений, которая сопровождала общение композитора с друзьями и единомышленниками. В заключении докладчики исполнили романс, представ в качестве солистки и концертмейстера и тем самым ещё более усилив царившее на протяжении всего их выступления удивительное ощущение духа культуры дворянского салона ХIХ века.

Аудитория на едином дыхании воспринимала все материалы выступающих. Их научные руководители (Растворова Н.В., Дымова И.Г., Иванова О.Ю., Коноплянская Н.В., Наумова Н.П.) и другие преподаватели кафедры задавали интересные  вопросы, порой выливающиеся в небольшие дискуссии. Это профессионально-научное и, вместе с тем, непринужденно-дружеское общение повлияло на общий ход конференции, которая была насыщена оригинальными мыслями и наблюдениями, открывающими новые горизонты исследований творчества великого русского композитора.

Материал подготовила студентка IV курса ФМИ Ольга Туменко