В ЮУрГИИ состоялась Международная научно-практическая конференция «Смыслы, ценности, нормы в бытии человека, общества, государства» (Челябинск, 17.05.2023)

Новость опубликована: Опубликовано суббота, 20 мая, 2023

Культура как информационная система включает в себя всю совокупность выработанных на протяжении веков значимых символов, смыслов, ценностей, норм, обычаев, верований, традиций, на основе чего человек, общество, государство организуют свою жизнедеятельность. В рамках тематизации Конференции на Пленарном заседании и тематических секциях по областям наук были рассмотрены актуальные вопросы современности, в том числе в области образования, науки, искусства. Выступления ораторов способствовали осмыслению множества проекций предметной деятельности человека, социальных институтов, государства в целом.

 

Вопросы взаимодействия культуры и информации, цифровизации и виртуализации сознания представлены в серии таких докладов как  «Проблема духовной культуры в условиях информационного общества» (Н.М. Баданова); «Политические коммуникации в условиях цифровизации» (В.В. Литвин) и мн. др. 


 
Нередко в современной литературе отмечается, что эпоха информационного общества, понимаемая как высший этап развития человечества, на самом деле, как отметил С.А. Нижников, является высшим этапом зомбирования человека – так происходит мощнейшее манипулирование его сознанием при помощи средств массовой информации и в особенности сети «Интернет». Не случайно в настоящее время стоит задача блокирования недостоверной информации и преодоления “клипового мышления”, недопущения эмоционального и умственного истощения, физиологического дискомфорта. В условиях научно-технологического развития возникает целый спектр проблем, касающихся здорового образа жизни современного человека и общественной жизни в целом. Этим вопросам посвящены доклады: «Информационно-психологическая безопасность человека, общества, государства: субъект-объектные отношения» (А.Н. Шамгунов, И.А. Безденежных); «Изучение отношения московской молодежи к здоровьесберегающим техникам» (А.А. Чернявский, А.В., Аксенова); «Личная неприкосновенность и ценностная ориентация» (А.К. Полянина); «Сложные (проблемные) студенты на групповых занятиях: газлайтинг, абьюзинг, буллинг. Лайфхаки на все случаи» (М.В. Рахимова) и др.

Образовательный процесс и образование как социальный институт не должны уходить в тень массовой культуры, так как их миссия состоит в утверждении высоких культурных ценностей, в том числе средствами искусства, дающего свет мудрости и красоты. 
 

Требуется интеллектуальный труд, к нему нужно готовить молодое поколение, которое не будет рабами интернета, а будет самостоятельным во взаимодействии друг с другом на уровне обмена знаниями, умением, опытом. Этим вопросам посвящены доклады: «Зодчество как явление культуры» (Ю.А. Скорченко); «Особенности составления лингводидактического комментария к «восточным» миниатюрам В.П. Астафьева (на примере миниатюр «Как лечили богиню» и «Опять самосожжение» из сборника «Затеси»)» (К.Р. Байбекова, Н.А. Хайдарова); «Формирование репертуара в профессиональном образовательном учреждении театрального направления – проблемы, смыслы и помыслы» (О.А. Литвинова); «К вопросу о воплощении эмоций в технике дирижера-хормейстера» (И.Р. Садыкова) и др. 


 
Особое значение в настоящее время приобретает взаимосвязь образования и воспитания.  Молодежь, которая не имеет критериев морали в силу должного воспитания, по замечанию С.А. Нижникова (РУДН, Москва), открыта для давления со стороны, становится заложником какой-либо пропаганды. В образовании не важна «показуха», иначе говоря – качество образования не должно подменяться количественными показателями. Вопросам образования и воспитания посвящены доклады: «Особенности профессионального воспитания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в войсках национальной гвардии Российской Федерации» (С.В. Тепляков); «Краеведение – основа воспитания патриотизма подрастающего поколения» (Е.Н. Попова, Л.Н. Филатова); «О роли симфонического оркестра в воспитании будущих музыкантов» (А.М. Матушкин); «Развивающий диалог как форма взаимодействия в современном образовательном пространстве» (Э.Г. Мухибуллина); «Произведение искусства как форма бытия человека: философский аспект» (О.А. Егорова) и мн. др.


 
Участники конференции отметили, что для реализации форм социокультурной коммуникации  необходимо понимание действительного смысла гармоничных отношений, который завязан на мировоззренческо-методологическом, жизненно-практическом, духовно-интеллектуальном модусах бытия человека. 


 
Для формирования современного миропорядка важно удержать равновесие между традициями и новациями буквально во всех сферах общественной жизни. Традиция концептуально содержит в себе идею непрерывности. Именно традиция, благодаря неизменному, повторяющемуся в культуре, позволяет увидеть все то новое, что происходит в современном мире.  Более того, традиции, обладая неизбывной жизненной силой, содержательно обновляясь,  прочно прорастают в уже новые гармоничные формы жизнеустройства человека, общества, государства.   Необходимо сохранять и развивать национальную культуру на основе диалога представителей мира в его культурном многообразии. Образование – необходимое условие существования человека на протяжении всей его жизни.

Очный формат проведения Конференции с применением современных дистанционных технологий позволил создать условия для получения плодотворных результатов. Участники Конференции обменялись опытом научно-исследовательской работы по самым разным направлениям образовательной, художественно-творческой и социокультурной деятельности. В дискуссии приняли участие философы, культурологи, искусствоведы, историки, юристы, филологи, музыканты, преподаватели и студенты высших учебных заведений. Всего участников – 77 человек: из 17 городов РФ (Москва – 7; Санкт-Петербург – 8; Барнаул – 1; Владимир – 2; Губкин – 2; Йошкар-Ола – 1; Киров – 2; Луганск – 1; Нальчик – 1; Нижний Новгород – 2; Новый Оскол – 1; Тольятти – 2; Самара – 1; Саранск – 2; Саратов – 1; Смоленск – 1; Челябинск – 35) и 3 городов зарубежных стран (Республика Беларусь, г. Минск – 2; Республика Узбекистан, г. Андижан – 2; Республика Чехия, г. Брно – 1).