Творческие мастерские «Новое передвижничество» состоялись в ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского

Новость опубликована: Опубликовано вторник, 15 ноября, 2022

В Южно-Уральском государственном институте искусств имени П.И.Чайковского» (учредитель – Министерство культуры Челябинской области) при поддержке Общенационального фонда развития культуры и защиты интеллектуальной собственности и Министерства культуры Российской Федерации в рамках художественно-просветительской программы «Новое передвижничество» 01-12 ноября 2022 года состоялась работа Творческих мастерских «Новое передвижничество». Мастер-классы и дискуссии провели ведущие деятели искусства: Татьяна Александровна Мищенко (живопись, графика) – член живописной секции Союза художников; директор Санкт-Петербургского художественного лицея им. Б.В. Иогансона при Российской академии художеств; преподаватель Санкт-Петербургского государственного академического художественного лицея им. Б.В. Иогансона при Российской академии художеств; Александр Владиславович Соловьёв (хоровое искусство) – руководитель Ассоциации народных и хоровых коллективов Российского музыкального союза, Камерного хора Московской консерватории, Тульского государственного хора; лауреат Премии Правительства Москвы; декан, профессор Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского, Московского государственного института музыки им. А.Г. Шнитке; и.о. ректора Академии хорового искусства им. В.С. Попова. 

Творческая встреча с Татьяной Александровной Мищенко состоялась на факультете изобразительного искусства 01-02 ноября 2022 года: прочитана лекция по пластической анатомии «Рисование фигуры человека. Анатомические и конструктивные особенности»; проведены мастер-классы по следующим направлениям: «Рисунок головы и фигуры человека»; «Этюд головы человека»; «Натюрморт в технике акварели». В ходе общения и дискуссии преподаватели и студенты художественного факультета ЮУрГИИ им. П.И.Чайковского узнали о традициях лицея им. Б.В. Иогансона, обсудили важные вопросы преподавания рисунка, живописи и композиции в контексте академических требований, поделились опытом по ведению учебно-творческих работ. На одном дыхании студенты и преподаватели внимали Мастеру - Татьяне Александровне Мищенко, которая завладела вниманием аудитории, вовлекла в диалог, показывая наглядно всё,  чем должен владеть художник: знанием, мастерством, любовью к своей профессии. 


На факультете музыкального искусства 11-12 ноября 2022 г. состоялась творческая встреча с Александром Владиславовичем Соловьёвым, которая началась с презентации сборников новых хоровых сочинений Р.К.Щедрина и А.В.Чайковского, а также CD дисков с записями хоровых произведений в исполнении Камерного хора Московской консерватории под управлением маэстро.

В числе слушателей, собравшихся в Большом концертном зале ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, были обучающиеся детских музыкальных школ искусств г. Челябинска, студенты отделения и кафедры хорового дирижирования ЮУрГИИ им. П.И.Чайковского, руководители детских хоровых коллективов из городов и посёлков: Екатеринбург, Еманжелинск, Копейск, Коркино, п.Красногорский, Миасс, Сатка, Чебаркуль, Челябинск. В работе хоровых мастерских приняли участие: Образцовый коллектив Хоровая капелла мальчиков и юношей «Созвучие» ДШИ № 9 (руководитель Аристова С.И., концертмейстер Авдеенко Е.А.); Образцовый коллектив Детский хор «Акварель» ДШИ №11 (руководитель Куканова Ю.В., концертмейстер Созыкина И.В.); Вокальный ансамбль «Акварель» (старшая группа) ДШИ №11 (руководитель Куканова Ю.В., концертмейстер Созыкина И.В.); Образцовый вокально-хоровой коллектив Челябинской области «Детство» ДШИ №3 (руководитель Балицкая О.А., концертмейстер Хужина Н.В.); Академический смешанный хор ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского (руководитель Кочетова О.В., концертмейстер Мирлас Ю.Г.).

Для репетиционной работы с  хоровыми коллективами маэстро А.В.Соловьёв выбрал произведения самых разных стилей и направлений: духовные сочинения Д.Бортнянского, А.Копылова, А.Кастальского; произведения классиков П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, М.А.Балакирева, М.И.Глинки, Н.А.Римского-Корсакова; русские народные песни в обр. Л.Бартеневой, В.Комарова, а также белорусская народная песня в обр. А.Саврицкого. Репетиционная работа велась и над партитурами композиторов 2-й пол. XX-нач. XXI вв.: А.Флярковского, А.Шнитке. Были в работе и произведения современных композиторов Д.Васяновича, В.Плешака. 

Со всеми исполнительскими коллективами репетиционная работа начиналась с дыхательной гимнастики, вокальных упражнений, а также упражнений на развитие гармонического слуха обучающихся. В процессе работы над хоровыми партитурами А.В. Соловьёв акцентировал внимание на вопросах интерпретации хоровых сочинений, раскрытии исполнительского замысла композиторов, расстановки хорового коллектива на сцене, а также остановился на вопросах певческого дыхания, столь важных для успешной и полноценной деятельности хорового коллектива. Особое внимание Александр Владиславович также уделил динамическим контрастам в хоровых сочинениях (недопустимость «меццофортизма»), заботе о контуре мелодической линии, гибкости музыкальных фраз. 

Мастер-класс под руководством профессора Александра Владиславовича Соловьёва – профессионально направленный художественно-творческий импульс для дальнейшей деятельности преподавателей и учеников в области вокально-хорового исполнительства.


Высока цель проведения мероприятий в рамках художественно-просветительской программы «Новое передвижничество»: повышение профессионального уровня специалистов в сфере культуры, укрепление общего культурного и образовательного пространства России. Художественно-педагогическое партнёрство, которое есть не что иное, как явленная причастность к Высокому, пробуждает в человеке чувство собственной глубины, порождает посредством совместного духовного творчества глубокие идеи и Мастерство. 

#Новоепередвижничество
#МинистерствокультурыРФ