Паганини современного баянного искусства

Опубликовано 30.10.2014

Февраль месяц 2014 года в нашем институте был отмечен интересными культурными событиями. Речь идет о реализации в стенах ЮУрГИИ масштабного художественно-научного проекта «Диалоги об искусстве», включавшего лекции учёных гуманитариев по проблемам культуры, выставки, мастер-классы и концерты гостей нашего института. На одном из этих мероприятий, прошедших на музыкальном факультете, хочется остановиться особо: 17 февраля в Большом концертном зале им. Б.М. Белицкого выступил Юрий Васильевич Шишкин. Необычайный успех сопутствовал всем предшествующим его выступлениям на нашей сцене. Не обманул ожиданий публики маэстро и на этот раз.

С прикосновением его пальцев к кнопкам баяна перед нами открывается настоящее музыкальное чудо! Однако начинается оно еще до того, как исполнитель заставит свой инструмент звучать с такой выразительной силой, что не будет преувеличением сравнить его потрясающее мастерство с искусством Николло Паганини. Ценным качеством сольных концертов маэстро является то, что он предстаёт сразу в двух ипостастях. Шишкин не только блестящий исполнитель, но глубокий и тонкий музыковед – подлинный мастер слова о музыке. Каждый музыкальный номер своей концертной программы Юрий Васильевич предваряет необычайно интересными комментариями, причем его эмоции, отражаемые в интонациях речи, в выразительных жестах, буквально завораживают аудиторию, настраивая ее на звучащее далее произведение.  

Маэстро снова побаловал публику широким разнообразием своего  репертуара. Открывался концерт исполнением коллективного сочинения знаменитых представителей русской авангардной тройки – С.Губайдулиной, Э.Денисова, А.Шнитке, написавших в своего рода «шуточно-юмористическом содружестве» острохарактерную пьесу «Лебедь, Щука и Рак». Композиторы, словно примерившие на себя маски этих известных персонажей, зримо воплотили характеры каждого из них, создав в итоге яркий музыкальный образ басни Крылова. Серьёзная, философская мысль, обращённая ко всему человечеству, зазвучала в Сонате №3 В.Семёнова, а богатый виртуозный потенциал баяна раскрыла авторская транскрипция Этюда Ф. Листа №16. В продолжение линии произведений композиторов-романтиков прозвучали две «Песни  без слов»  Ф.Мендельсона.

Новой страницей для поклонников таланта маэстро, отслеживающих его концертный репертуар, оказалась чуткая, нежная «Колыбельная» из сюиты «Чеченские картины» современного автора В.Гуненко. И, наконец, в завершении концерта мы окунулись в яркую, искрящуюся детскую тематику. И снова открытия – произведения ростовских авторов, одним из которых является сам Ю. Шишкин. Представив две ярких жанровых сценки из своей сюиты «Зоопарк» («Орангутан Яшка рассердился» и «Страус»), маэстро познакомил слушателей с сюитой «Посчитаем до пяти» А.Доренского.

Юрий Шишкин – не просто баянист, это потрясающее явление в мировом искусстве! Парадоксально, но факт: послушав его игру, мы убеждаемся в том, что с человеческим голосом можно сравнить не только звучание струнных и духовых инструментов, но и «говорящий» шишкинский баян. После концерта абсолютно не возникает желание сравнивать произведения друг с другом, пытаясь определить, которое из них прозвучало лучше всего, ведь каждое выступление Юрия Шишкина удивительное явление, с помощью которого мы возвышаемся до чего-то чистого и тонкого – до великого откровения большого музыканта, не оставляющего никого равнодушным.
 
Студентка III курса ФМИ кафедры истории, теории музыки и композиции Ольга Туменко