Методическая работа

Методическая работа кафедры позволяет решить проблемы, связанные с организацией учебного процесса и повышением творческого потенциала профессорско-преподавательского состава. В этой сфере работы кафедра имеет богатые традиции и значительные достижения. Так А.Д. Кривошей и О.А. Яблонская - обладатели Дипломов I степени, присужденных победителям соответственно III и IV Всероссийского смотра методической работы преподавателей учебных заведений культуры и искусства. Диплом Всероссийского смотра-конкурса методических работ работников культуры и искусства имеет заслуженный работник культуры Н.П. Наумова. Диплом Сибирского Международного фестиваля-конференции «Педагогический Арт-Форум» (Новосибирск) один из многих в ряду престижных номинаций, которыми отмечен труд заведующей теоретическим отделением кандидата педагогических наук, доцента, заслуженного работника культуры
И.Г. Дымовой. В списке наград О.В. Шафоростовой Дипломы V Всероссийского смотра-конкурса методических работ и Всероссийского конкурса для педагогов «Открытая книга» (г. Москва), Уральского открытого конкурса образовательных программ «Музицирование в ДМШ» (Министерства культуры Свердловской области), присужденные преподавателю за комплекс программ и методических пособий для фольклорных отделений ДШИ.
        
Грифа Министерства культуры и массовых коммуникаций удостоены Программа-конспект для студентов музыкальных училищ и колледжей «История смычкового искусства» преподавателя Л.А. Ивановой, учебное пособие «Гармонические стили в музыке доклассического периода» профессора, доктора педагогических наук Е.Р. Сизовой. При этом автором разработан свод учебно-методических материалов по организации самостоятельной работы студентов по курсу «Гармонии» в вузе.    Область методической деятельности кафедры представлена учебными и методическими пособиями, конспектами лекций, хрестоматиями, сборниками педагогического репертуара, сборниками переложений, аранжировок, а также программами учебных дисциплин. К ним относятся «Техники композиции в музыке ХХ века» кандидата педагогических наукдоцента Л.А. Секретовой, «Жизнь за царя» наивные и сентиментальные размышления о вере, отечестве в опере М.И. Глинки» заслуженного работника культуры Д.Г. Мусатовой; межвузовские сборники научных трудов - «Взаимодействие музыки с другими искусствами»,  «Феномен культуры: проблемы теории и истории», «Формы и методы развития образного и ассоциативного мышления», «Проблемы и перспективы развития начального художественного образования» и др.
        
Программы учебных курсов кафедры охватывают все ступени образовательного цикла – школу, колледж, вуз и, таким образом, носят интегрированный характер. Все методические издания кафедры поступают в библиотеку и активно используются в учебном процессе, обеспечивая его обновленным     учебно-методическим материалом.
        
Ряд программ являются переработкой и обновлением типовых документов с учетом изменений в содержании образования и требований сегодняшнего дня – они выполняют функцию рабочих программ.

Другие программы не имеют министерских аналогов, будучи связанными с разработкой новых учебных дисциплин в соответствие с ФГОС или с наполнением регионального компонента Учебного плана. Такие программы отвечают статусу авторских. В их числе: «Музыкальная культура Урала» по всему спектру специальностей среднего и высшего звеньев музыкального образования. Данный курс разработан главой композиторской школы Челябинска, заведующим кафедрой заслуженным деятелем искусств, профессором А.Д. Кривошеем. Содержание учебного предмета охватывает историю профессиональной музыкальной культуры Южного Урала, современную картину творчества всего региона с более подробным изучением основных жанров музыки челябинских композиторов. Освещаются в курсе проблемы музыкального исполнительства, привлекается внимание к ведущим          коллективам  и  артистам     Челябинска.
        
«История современной музыки» и «Современный музыкальный театр» разработаны кандидатом искусствоведения, доцентом, членом Союза композиторов России Н.В. Растворовой для студентов специальности «Композиция». В этих курсах дается панорама творчества зарубежных и отечественных авторов ХХ – ХХI веков. В силу малой изученности пластов современной зарубежной и русской музыки, программы включают обобщающие темы, посвященные проблемам жанров, стилей и композиторских школ эпохи постмодернизма и концентрируют внимание на творчестве наиболее значительных представителей данного периода. Рассмотрение отечественной музыки самым тесным образом скоординировано с содержанием зарубежного раздела курса, что позволяет продемонстрировать процесс ее активного включения в общемировой культурный контекст. «Поэтика музыкальной композиции» и «Оперная драматургия» того же автора предназначены студентам специальности «Музыковедение». Первая посвящена углубленному рассмотрению вопросов музыкальной семиотики, вторая нацелена на освоение универсальных композиционных принципов оперных сочинений и включает сведения из истории жанра, из областей театроведения, либреттологии, опероведения, что позволяет проследить аспекты преемственности традиций и новые качества ярких явлений современного отечественного и зарубежного музыкального театра.
        
Примером творческого подхода к учебно-методической работе может послужить Программа «Изучение методической литературы по музыкально-теоретическим дисциплинам» для студентов теоретических отделений обобщающая богатый опыт преподавателя Тимаковой Н.Г., в арсенале которой материалы и школьного лектория «Творчество зарубежных композиторов», «Творчество отечественных композиторов». Большой интерес педагогов ДШИ Челябинска и региона  вызывают такие работы автор как: серия учебно-практических пособий «Знаете ли вы?» (по современной отечественной и зарубежной музыке), сценарии тематических уроков по сольфеджио «Учение с увлечением», пособие для абитуриентов СМШ, Сборник стихотворений, игр и сказок для подготовительных групп  и  младших      классов      ДМШ и ДШИ «Поющая радуга».
        
Важной частью работы кафедры является методическая помощь детским музыкальным школам и школам искусств области и региона, реализующаяся в форме проведения методических семинаров, олимпиад, конкурсов. По результатам этих мероприятий издана серия Материалов областных олимпиад по музыкально-теоретическим предметам и музыкальной литературе. Итоги областных и городских конференций научного общества учащихся детских школ искусств Челябинска и Челябинской области отражены в сборниках «Юный исследователь», «Первые шаги в науке» (материалы областных и городских научно-практической конференций учащихся). Преподаватели кафедры входят в состав экспертного совета Уральской межрегиональной конференции юных исследователей «Интеллектуалы ХХI века» (Челябинск), являются членами жюри разнообразных по тематике мероприятий учебно-методического и творческого плана. Это Областной конкурс открытых уроков студентов учреждений культуры и искусства и молодых преподавателей ДМШ и ДШИ (Магнитогорск), Окружная олимпиада ЯНАО по музыкально-теоретическим дисциплинам, Городской фестиваль-конкурс детского художественного творчества Хрустальная капель. В рамках курсов повышения квалификации преподавателями кафедры осуществляется чтение лекций, проведение, открытых уроков, обучающих семинаров. В их числе семинары «Современные технологии преподавания сольфеджио и музыкальной литературы» (руководители – педагоги Специальной музыкальной школы ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского О.В. Шафоростова, Н.Г. Тимакова,
Т.А. Ерофеева). Примером сотрудничества с методическими центрами других регионов могут послужить лекции доцента Н.В. Растворовой на тему «Творчество уральских композиторов в контексте эстетики постмодернизма», прочитанные для преподавателей ДШИ Кургана и области на базе Методического центра Курганского областного музыкального колледжа им. Д.Д. Шостаковича.