Научно-исследовательская работа

Концептуальные составляющие научно-исследовательской работы кафедры вписываются в общий план работы института, охватывая традиционные направления исследований ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского и демонстрируя широкий спектр работ, освещающих проблемы философии, эстетики, истории и теории музыки. В работе музыковедов широко разрабатываются вопросы сохранения и развития музыкальных традиций южно-уральского региона, уделяется внимание современной научной картине музыкальной педагогики. Научный потенциал кафедры определяют преподаватели высшей школы, в числе которых доктора наук, кандидаты искусствоведения и педагогических наук, обладатели ученых и почетных званий.

Это Наталья Владимировна Парфентьева, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ, профессор, член Союза композиторов РФ. Она является автором трёх монографий и более 70 научных статей, многие из которых опубликованы в московских и петербургских сборниках. Входит в узкий круг специалистов, занимающихся древнерусской музыкой XII – XVII веков. Член европейского Общества по изучению истории и теории монодии (Вена). Реально круг её интересов значительно шире и включает, в том числе, вопросы современного состояния музыкальной культуры России. Ряд проектов учёного получил поддержку в виде грантов РГНФ, РФФИ, Министерства образования и науки РФ.   
      
На кафедре сложилась и активно развивается научная школа
Елены Равильевны Сизовой – профессора, доктора педагогических наук, члена-корреспондента Российской Академии естествознания, удостоенного сертификата участника Энциклопедии «Ученые России». В рамках научной школы проводятся исследования по проблемам педагогики искусства и музыкального образования, осуществляется поиск путей совершенствования организационной структуры учреждений классического музыкального образования, предлагаются способы обновления содержания и методов обучения студентов и учащихся в многоуровневой системе «школа-колледж-вуз», разрабатываются и внедряются в процесс профессиональной подготовки музыкантов новые информационные технологии.
      
Начиная с 2001 года, под руководством Е.Р. Сизовой защищено 11 кандидатских диссертаций, в числе которых исследования преподавателей и выпускников кафедры – Л.А. Секретовой, И.Г. Дымовой, Д.В.Чиркиной, П.Г. Сергиенко.
      
Елена Равильевна более 20 лет занимается изучением социально-культурных проблем современной образовательной системы, исследованием педагогики и психологии художественного творчества, обоснованием новых подходов к обучению и воспитанию молодых музыкантов. Результаты ее научной работы получили отражение в 100 опубликованных работах, среди которых три фундаментальные монографии, изданные в центральных издательствах, три учебные пособия, более 40 научных статей в российских и зарубежных рецензируемых журналах.
      
Совместно с учениками она не только разрабатывает актуальные проблемы педагогики музыкального образования, но и представляет результаты исследований на научные форумы. В 2013 году аспиранткой Л.И. Маргарян под руководством было проведено исследование, посвященное проблемам межличностного взаимодействия подростков в поликультурной среде детской школы искусств, которое стало лауреатом Первого Всероссийского конкурса научных и публицистических работ «Мы – многонациональный народ России» – конкурса, организованного Советом по межнациональным отношениям при Президенте Российской Федерации.
      
Научная школа Е.Р. Сизовой продолжает развиваться и пополняет ряды молодых ученых. Среди ее аспирантов немало преподавателей кафедры: Н.А. Тельнова, Н.Ю. Кучер, М.А. Шаврина, О.В. Шафоростова. Исследовательский поиск молодых ученых, безусловно, обогащает научный потенциал кафедры и способствует повышению результативности работы всего профессорско-преподавательского состава.

Развитие и углубление проблематики диссертационных исследований, завоевание новых научных рубежей, расширение исследовательских интересов преподавателей – так можно охарактеризовать общую картину их работы, выражающуюся в публикациях статей и очерков, в выступлениях на научно-практических конференциях различного уровня, в многообразной сфере межвузовских контактов. Результаты научной деятельности педагогов-музыковедов демонстрирует широкая география, включающая российские центральные и местные периодические издания и охватившая ближнее и дальнее зарубежье. О прочных научных традициях кафедры свидетельствуют, формирующиеся под ее эгидой два сборника научных трудов, консолидировавшие профессиональное музыковедческое сообщество России и включающие работы представителей большого Урала и столичных регионов: «Современные проблемы преподавания музыкально-теоретических дисциплин в системе школа – колледж – вуз» и «Музыкознание и музыкальное образование: современные тенденции».
 
Свои надежды кафедра связывает с молодыми учеными – ее бывшими выпускницами, ныне аспирантами ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского и МАГК. В их числе Н.А. Тельнова, работающая над исследованием, поднимающим вопросы развития образно-ассоциативного мышления музыкантов, а также А.Ю. Боровкова, диссертация которой посвящена драматургии хоровых сцен опер Р.К. Щедрина.

Вопросам современного композиторского творчества посвящены работы кандидата искусствоведения, доцента, члена Союза композиторов России -  Н.В. Растворовой, ряд которых опубликован в журналах «Музыкальная академия» (2011 № 3), «Музыкальная жизнь» (2010, № 8), «Музыковедение» (2012 № 6), в научных сборниках конференций и симпозиумов Урало-Сибирского региона. Н.В. Растворова – исследователь творчества выдающегося уральского композитора, лауреата государственной премии России В.А. Кобекина, грани творчества которого (более 20 опер, 18 симфонических и множество камерных произведений) раскрываются музыковедом в работах, опубликованных в центральных и региональных изданиях. В сфере её научных интересов – современная академическая музыка и её классическое наследие, междисциплинарные аспекты музыкознания и проблемы музыкального просветительства.
       
Так же за последние несколько лет в рецензируемых журналах, включенных в реестр ВАК, увидели свет публикации кандидата искусствоведения И.В. Маричевой, рассматривающей русскую музыкальную элегию классической эпохи в культурологическом ключе (Вестник ЧелГУ. Филология. Искусствоведение. 2010 №21; Вестник ЧГПУ. 2009 №9, и др.). Статьи кандидата педагогических наук, лауреата Международного и Всероссийских коекурсов композитора П.Г. Сергиенко охватили явление креативности, определяющей творческий потенциал композитора (в том числе в журнале «Мир науки, культуры, образования» 2011, № 6)
Кандидаты педагогических наук, доценты Л.С. Секретова и И.Г. Дымова обращаются к аспектам музыкального театра ХХ века, к общеэстетическим проблемам постмодернизма, к ракурсам философского осмысления современной академической музыки в общей картине эпохи.     Кандидат искусствоведения, доцент О.Ю. Иванова, посвятившая свое музыкально-социологическое диссертационное исследование театрально-игровому феномену, явилась автором востребованного в профессиональном сообществе энциклопедического труда «Опера в Челябинске». Ныне сфера ее интересов включает рассмотрение принципов формообразования и тематизма в сочинениях западноевропейских классиков и романтиков. Активную научную работу ведут преподаватели среднего звена. Так, например, Е.Б. Ищенко раскрывает многообразие краеведческих ракурсов исследования музыкальной культуры Южного Урала: «У истоков возникновения профессионального музыкального образования Южного Урала»/ «Актуальные проблемы истории, теории и методики современного музыкального искусства и художественного образования»: сборник научных трудов ОГИИ. Вып. 7 – Оренбург, 2010.; «Из истории музыкального образования г. Челябинска: школа – училище – вуз» / «Вопросы современного музыкознания»: межвуз. сб. науч. трудов/ Челяб. гос. акад. культуры и искусств.– Челябинск, 2010., и др.  

Научно-исследовательская работа включена в индивидуальные планы профессорско-преподавательского состава кафедры. Рекомендуемые к публикации работы представляются после опубликования в научно-методический отдел, выполняющий в вузе функции информационного центра и в библиотеку факультета Музыкального искусства ЮУрГИИ имени П.И. Чайковского. Педагоги кафедры – постоянные участники Международных, Всероссийских, региональных конференций, организуемых другими учебными заведениями и учреждениями культуры. В их числе традиционные конференции «Композитор в современном мире», проводящиеся в рамках челябинских Пленумов Союза композиторов России; «Уральская организация Союза композиторов России: прошлое и современность» и  «Уральская музыка в контексте современной культуры» (Уральское отделение СК, Екатеринбург); «Дни славянской культуры и письменности» (ЮУрГУ); «Музыка в художественной системе культуры» (международный симпозиум Красноярской академии театра и музыки); «Музыкальное образование сегодня: поиски, инновации, проблемы» (ЮУрГИИ, 2010).

Кафедрой уделяется серьезное внимание организации научно-исследовательской работы студентов. Она осуществляется в форме проведения научных конференций, тематических семинаров, написания научных статей и рефератов, издания сборников научных работ, посвященных различным знаменательным датам в истории развития мирового музыкального искусства, проблемам художественной культуры, гуманитарной науки и музыкального образования.

Показателем активности преподавателей в организации научной студенческой работы является ежегодное проведение на кафедре конкурсов на лучшую курсовую работу по музыкально-теоретическим и музыкально-историческим дисциплинам, на лучшую публичную лекцию, на лучшую радиопередачу. К работе в жюри данных конкурсов привлекаются, помимо преподавателей, студенты-музыковеды старших курсов. Это представляется весьма полезным с точки зрения воспитания будущих музыковедов, лекторов, музыкальных критиков.