Контакты

Адрес: 
г. Челябинск ул. Горького д.54, ауд.207
Время работы: 
8.30 – 17.30

Руководство

Сотрудники/Все

Положение

2.38 МБ

Реализуемые профили подготовки

Не добавлено

Дата последнего обновления страницы:
04.03.2021

Отделение этнохудожественного творчества

История: 

В качестве самостоятельного структурного подразделения отделение этнохудожественного творчества образовано в 2010 году, на базе кафедры этномузыкального творчества, открытой в 2002 году.  Инициатором открытия отделения стал заслуженный работник культуры РФ, кандидат педагогических наук А.В Глинкин, который в последствии ее  возглавил. Открытие отделения и наполнение содержания учебного плана специальными дисциплинами этнокультурной направленности явилось определяющим фактором в подготовке компетентного специалиста – руководителя фольклорно-этнографиче­ского коллектива.
 
При отделении существует песенный ансамбль, в состав которого входят преподаватели, студенты и выпускники колледжа культуры.
 

Деятельность: 

Отделение этнохудожественного творчества создано для выполнения государственного заказа в области профессионального образования  в сфере культуры и искусства и работает по направлению:

51.02.01 Народное художественное творчество (по виду ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО)

Подготовка специалистов этнокультурной сферы направлена на сохранение, возрождение и развитие этнокультурных традиций Южно-Уральского региона.
 
На сегодняшний день на отделении работают выпускники колледжа: Е.В. Кузнецова, педагог высшей категории, Т.А. Данилова, педагог высшей категории, кандидат педагогических наук, Ш.Н. Сабиров, ассистент-стажер кафедры «История, теория музыки и композиции» ЮУрГИИ     им. П.И. Чайковского, педагог высшей категории О.Г. Давигора. Преподаватели отделения зарекомендовали себя как высоко профессиональные специалисты, способные на современном уровне решать задачи обучения и воспитания студентов.
 
Основной целью деятельности отделения является подготовка высококвалифицированного специалиста этнокультурной сферы деятельности – руководителя этнохудожественного коллектива, преподавателя.
Отделение  осуществляет учебную, методическую, научно-исследовательскую, концертно-творческую и воспитательную деятельность. Преподаватели и студенты отделения принимают участие в творческой жизни института, городских, областных, международных конкурсах. Ведущие преподаватели приглашаются для работы в качестве членов жюри в различных творческих конкурсах-смотрах, проводят мастер классы для работников дополнительного образования и руководителей творческих коллективов. Преподаватели отделения способны на современном уровне решать задачи обучения и воспитания студентов.
 
Реализация творческого потенциала студентов осуществляется в рамках творческо-исполнительской и поисково-исследовательской деятельности.
 

Творческо-исполнительская деятельность

 
Особое место в образовательном процессе отводится участию студентов в различных видах творческой деятельности.

 
Студенты ЭХТ
Студенты ЭХТ
 

Творческо-исполнительская деятельность проводится в форме концертов в образовательных и культурно-досуговых учреждениях. Студенты отделения принимают участие в городских, областных и всероссийских фестивалях и конкурсах: «Весенний хоровод», «Бажовский фестиваль», «Весна студенческая», «Звонкие голоса России».

Обучение студентов простейшим навыкам и приемам работы с различными материалами (текстиль, глина, соломка) на предмете «Народное декоративно-прикладное творчество» позволяет проводить выставки студенческих работ.
Используя знания и навыки, полученные на предмете «Народная празднично-обрядовая культура» и «Режиссура фольклорно-этнографического театра» студенты принимают активное участие в организации и проведении народных праздников и обрядов («Кузьминки», «Колядки»,  «Масленица», «Проводы зимы», «Сабантуй») и др.
 

Поисково-исследовательская деятельность

Поисково-исследовательская деятельность, в рамках производственной практики, осуществляется в форме фольклорно-этнографических экспедиций.

Основная цель поисково-исследовательской деятельности – знакомство с носителями народной песенной культуры отдельно взятого поселения, сбор фольклорно-этнографического материала и его дальнейшее использование на предметах специализации. В результате проведения фольклорно-этнографических экспедиций студенты получают информацию об истории села, о песенных и других культурных традициях местного населения, о жизненном и творческом пути отдельных исполнителей, а также  определяют современное состояние фольклорной традиции,  ее жанрового состава, стилевые и этнографические признаки, фиксируют факты и текстов материальной и духовной культуры населения.
 
Фольклорно-этнографические экспедиции выступают таким образовательным пространством, которое способствует социализации, самоопределению и самореализации 

Экспедиция ЭХТ
Экспедиция ЭХТ

По итогам фольклорно-этнографических экспедиций изданы сборники традиционных народных песен Южного Урала («Песни Оренбургских казаков», «Любовь-песня», «Народные песни Южного Урала», «Вспомним дедов и отцов»), создан класс-музей традиционных предметов народного быта населения Челябинской области.

В процессе творческо-исполнительской и поисково-исследовательской деятельности происходит формирование этнокультурных компетенций студентов, практическое осмысление сущности ценностей традиционной народной культуры и их присвоение.

Постоянные мероприятия отделения

Преподаватели и студенты отделения принимают активное участие в организации и проведении:

календарных праздников – «Кузьминки», «Святки», «Масленица»
 

Масленица

 
всероссийского фестиваля детского традиционного народного творчества «Весенний хоровод»;
 

дня памяти доктора филологических наук, профессора А.И. Лазарева;
 

дня памяти доктора филологических наук, профессора А.И. Лазарева;

На отделении регулярно проводятся встречи с творческими коллективами области и их руководителями (выпускниками отделения), а также такие мероприятия как: «Посвящение в студенты», «День именинника».
 

п. Рощино Сосновского района

Научная деятельность

В рамках научно-методической работы преподавателями отделения разработаны междисциплинарные курсы профессионального модуля «Режиссерская подготовка», «Исполнительская подготовка», «Теоретическая подготовка», защищено две кандидатские диссертации, опубликовано свыше 30 научных статей, издано 3 монографии по проблемам этнокультурного образования.

Научная работа студентов осуществляется в рамках деятельности студенческой научно-исследовательской лаборатории (СНИЛ) и реализуется в форме выступлений с докладами, тезисами, сообщениями на студенческих  научных конференциях различного уровня.
 

Выпускники: 

За небольшой срок отделение выпустило около 50 специалистов, многие из которых окончили или продолжают обучение в ЧГИКИ, ЮУрГИИ им.П.И. Чайковского, ЧГПУ. Сфера деятельности наших выпускников весьма широка. Это учреждения культуры (Дома, Дворцы культуры), учреждения системы общего образования (общеобразовательные школы, гимназии), учреждения дополнительного образования (центры эстетического воспитания, школы искусств).

  • преподаватели ДШИ: Уфимцева Н.В. (с. Бродокалмак Красноармейского района), Муканов М.М. (п. Комсомольский Брединского района), Манзюк Т.М. (г. Челябинск), Севостьянова Д. и Шульц Ю. (п. Варламовский Чебаркульского района)
  • руководители творческих коллективов:  Солонская О.Н. (с. Октябрьское Октябрьского района), Бородулин  С.И. (с.Миасское Красноармейеского района), Захарова М. (п. Кирса Верхнеуральского района), Муканов М.М. (п.Комсомольский Брединского района), Максимова Л. (п.Рощино Сосновского района), Мухарамова Р. (с.Арсланово Нязепетровского района), Изотов Д. (г. Санк-Петербург), Львова Ю. (г.Чебаркуль), Юрьева А. (с. Мирное Уйского района, Константинова А. (с. Бродокалмак Красноармейского района), Фаст Е. (п. Петровский Красноармейского района), Багаутдинова А. (с. Кунашак), Савчук Д. (с. Ларино Уйского района), Колышкина Н. (с. Варшавка Карталинского района), Идрисова Л. (п. Луговой Красноармейского района), Румянцева А. (г. Магнитогорск)  и др.

Многие из выпускников продолжают обучение в ВУЗах.

Дополнительная информация: 

Современное общество все чаще обращается к национально-культурным традициям. При этом поддержка, сохранение и возрождение традиционной культуры тесно связаны с необходимостью ее изучения. Решением этих проблем и занимается отделение этнохудожественного творчества.

Основные виды деятельности выпускника: социально-культурная, художественно-творческая, преподавательская, организационно-управленческая. В процессе обучения студент готовится к профессиональной деятельности в качестве руководителя любительского творческого коллектива и преподавателя.
 
Выпускник специализации «этнохудожественное творчество» приобретает следующие знания:

  1. основы музыкальной грамотности;
  2. жанровую систему музыкального и поэтического народного творчества;
  3. методику преподавания фольклорного ансамбля, народного музыкального творчества, традиционного декоративно-прикладного творчества;
  4. разновидности музыкальных инструментов народной традиции и приемы исполнения на них;
  5. основные виды декоративно-прикладного творчества;
  6. основы драматургии;
  7. теоретические основы этнографии, обрядовую символику и драматургию обрядового действа;
  8. драматические сюжеты в играх и хороводах;

А также приобретает следующие умения:

  1. проводить учебные занятия по фольклорному ансамблю, народному музыкальному творчеству, обрядовому фольклору;
  2. использовать приобретенные навыки игры на музыкальных инструментах народной традиции;
  3. импровизировать в процессе исполнения песенного первоисточника;
  4. владеть приемами практической работы в основных видах традиционного декоративно-прикладного творчества.
  5. На развитие этих знаний и умений нацелен комплекс дисциплин общеобразовательного и специального цикла:
  6. фольклорный ансамбль;
  7. постановка голоса;
  8. народное декоративно-прикладное творчество;
  9. народная празднично-обрядовая культура;
  10. народное поэтическое слово;
  11. основы импровизации;
  12. народное инструментальное творчество;
  13. основы народной хореографии;
  14. расшифровка народных песен;
  15. детский фольклор.

Прием осуществляется на базе основного общего образования (9 классов) и при наличии природных музыкальных данных (ритм, слух, музыкальная память). Срок обучения 3 года 10 месяцев
 
Абитуриенты сдают вступительные испытания творческой направленности:

1 тур – практический:

  • выразительное исполнение  басни или русской народной сказки, знание пословиц и поговорок;
  • исполнение двух разнохарактерных народных песен;
  • проверка музыкального слуха и памяти (воспроизведение предложенной мелодии, определение количества одновременно сыгранных звуков и их пропевание); чувства ритма (повторение заданного ритмического рисунка);
  • исполнение двух произведений на музыкальном инструменте (для владеющих каким-либо инструментом).

2 тур – теоретический. Собеседование  по вопросам традиционной народной культуры:

  • Какие виды народных промыслов и ремесел вы знаете?
  • Что такое традиция?
  • Почему дети, подростки занимаются в коллективах народной песни, фольклорных театрах?
  • Для чего современное общество стремится сохранить народные ремесла, песни и обряды?
  • Какие песенные коллективы в нашей области вы знаете?
  • Назовите фестивали, конкурсы, проводимые в нашей области?
  • Какие народные праздники вы знаете?
  • Занимались ли вы каким-либо видом народного творчества?
  • Назовите известных исполнителей народных песен.
  • Каким видом народного творчества славится ваш район?

Выпускники отделения могут продолжить свое образование в ВУЗах  Российской Федерации.

Сфера деятельности выпускников отделения:

  • региональные и муниципальные управления (отделы) культуры;
  • центры (дома) народного творчества;                             
  • организации дополнительного образования детей (детские школы искусств, детские клубы по интересам),  общеобразовательные учреждения;
  • любительские этнохудожественные творческие коллективы различных видов и жанров;
  • культурно-досуговые формирования (объединения).

 

Производственная практика
 

Производственная (профессиональная) практика является важным звеном в общей системе предметов отделения «Этнохудожественное творчество» и тесно связана с ними в процессе реализации учебного плана. Основная цель производственной практики -  углубление знаний, полученных студентами в период теоретического обучения, приобретение необходимых умений, навыков и опыта практической работы по данной специализации.

В качестве баз практики выступают:

  • Учреждения социально-культурной сферы различных типов (Дома культуры, Дворцы культуры,  клубы по интересам);
  • Образовательные учреждения (общеобразовательные школы, детские школы искусств, учреждения дошкольного и дополнительного образования).
  • Особое место в процессе производственной практики отводится участию студентов в различных видах творческой деятельности.

Новости отделения

/Все
09.02

4 февраля 2021 г. на отделении этнохудожественного творчества ФСКД ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского состоялось мероприятие, посвященное годовщине памяти доктора педагогических наук, профессора Михаила Евгеньевича Дуранова.

08.01

8 декабря по Челябинскому радио прозвучала передача, о состоявшейся 15 ноября премьере кантаты «Казачий круг», с участием автора произведения, Засл. деятеля искусств РФ, композитора, профессора ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского А.В. Кривошея и идейного вдохновителя написания кантаты, Засл. работника культуры РФ А.В. Глинкина, преподавателя колледжа культуры ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского.

10.11

Согласно плану мероприятий, утвержденному Министерством культуры Челябинской области, ГБОУ ВО ЮУрГИИ им. П. И. Чайковского совместно с композитором, преподавателем отделения этнохудожественного творчества колледжа культуры ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского провел шоу-концерт «Синтезия».

01.11

15 ноября 2019 г. в Большом концертном зале им. Б.М. Белицкого состоялась премьера кантаты «Казачий круг». Автор музыки Засл. деятель искусств РФ, композитор, профессор ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского А. Кривошей. В качестве исполнителей выступил камерный оркестр «Престиж», дирижер – лауреат Международных конкурсов А. Матушкин и ансамбль преподавателей и выпускников отделения этнохудожественного творчества Челябинского колледжа культуры под руководством Засл. работника культуры, преподавателя колледжа культуры ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского. РФ А. Глинкина.

Видео отделения

/Все

Видео пока не добавлено