logo

Научно-практическая конференция «Концертмейстерское искусство: история и современность»

Опубликовано 11.04.2025

7 апреля 2025 года на базе «Южно-Уральского государственного института искусств имени П.И. Чайковского» в рамках работы студенческой научно-исследовательской лаборатории «Концертмейстерское искусство в контексте современной эпохи» (руководитель – Домашова И.А.) состоялась научно-практическая конференция «Концертмейстерское искусство: история и современность». Участниками Конференции стали обучающиеся 3 курса среднего профессионального образования по специальности «Инструменты народного оркестра».


Участники научно-исследовательской лаборатории

На дискуссионной площадке в контексте заявленной темы Конференции педагоги, участники и гости Конференции обсудили актуальные вопросы концертмейстерства с позиции сохранения исторического наследия и внедрения современных решений в область концертмейстерского искусства.


Участники и гости научно-практической конференции

Научно-практическую конференцию открыла Инна Андреевна Домашова,  аспирант, младший научный сотрудник отдела организации научной работы и международного сотрудничества, преподаватель кафедры оркестровых народных инструментов ГБОУ ВО «ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского». В приветственном слове Инна Андреевна подчеркнула важность взаимодействия традиционных аспектов концертмейстерского искусства с современными технологиями, что позволяет сохранять культурные ценности, накопленные знания, опыт и одновременно внедрять инновации, которые улучшают качество музыкального профессионального образования и концертмейстерского творчества.

Кузьмина Виолетта представила доклад на тему «Зарубежная история концертмейстерства: исторический аспект», поэтапно рассмотрела становление концертмейстерского искусства за рубежом, проследила историю эволюции роли аккомпанемента: от простой поддержки вокала к равноправному партнерству.


Докладчик: Кузьмина Виолетта

Удовиченко Артём выступил с докладом «Отечественное концертмейстерское искусство: история, теория и практика», описал историческое развитие отечественного концертмейстерского искусства, выделил педагогические принципы в концертмейстерской деятельности, представил выдающихся российских концертмейстеров и их вклад в практическое развитие концертмейстерства в России.


Докладчик: Удовиченко Артём

Кошевой Александр представил доклад «Основные особенности аккомпанемента в создании художественного образа в концертмейстерском классе», в котором проанализировал понятие «аккомпанемент», выявил виды и функции аккомпанемента в концертмейстерской деятельности, подчеркнул важность аккомпанемента в создании художественного образа произведения. 


Докладчик: Кошевой Александр

Моисеевских Анастасия в докладе «Концертмейстерство: история и современность» конкретизировала основные дефиниции концертмейстерского искусства, исследовала основную методическую литературу, отражающую специфику концертмейстерской деятельности,  отметила важность пересечения традиций и новаторства в концертмейстерстве. 


Докладчик: Моисеевских Анастасия

Зубков Артем выступил с докладом «Комплекс концертмейстерской подготовки как основа мастерства концертмейстера», в котором обозначил цель и задачи деятельности концертмейстера, выявил основные элементы комплекса концертмейстерской подготовки, подчеркнув их важность в совершенствовании мастерства концертмейстера.


Докладчик: Зубков Артём

Сабуров Кирилл представил тему «Специфика работы с вокалистами в концертмейстерском классе: на примере фортепианного исполнительства», охарактеризовал работу с вокалистами как сложный и многогранный процесс, включающий взаимодействие, коммуникацию и созидание музыкального сообщения; отметил необходимость владения концертмейстером техническими навыками, глубоким пониманием вокальной специфики, умением создать атмосферу доверия и сотрудничества.


Докладчик: Сабуров Кирилл

Петриченко Михаил в докладе «Концертмейстерское искусство: русский народный фольклор» выделил основные аспекты концертмейстерского искусства в народном фольклоре, проанализировал специфику работы концертмейстера с народным вокалом, осветил этапы работы концертмейстера на примере фольклорного репертуара.


Докладчик: Петриченко Михаил

Шатов Павел завершил программу Конференции докладом «Специфика работы с вокалистами в концертмейстерском классе: на примере баянно-аккордеонного исполнительства»: подчеркнул взаимосвязь голоса с баяном/аккордеоном, выявил качества необходимые концертмейстеру для работы с солистом-вокалистом, акцентировал внимание на характеристике особенностей работы баяниста/аккордеониста с хором.


Докладчик: Шатов Павел

Всего в конференции приняли участие 22 человека, из них: обучающиеся – 20 человек; преподаватели – 2 человека.


Участники конференции

Автор статьи и модератор Конференции: Домашова Инна Андреевна, младший научный сотрудник отдела организации научной работы и международного сотрудничества ГБОУ ВО «ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского», преподаватель кафедры оркестровых народных инструментов.

Фотограф: Домашов Кирилл Владимирович, обучающийся высшего образования по специальности 53.05.04 «Искусство оперного пения»