Фагот + талант и мастерство

Опубликовано 30.10.2014

19 мая в Большом концертном зале им. Б.М. Белицкого состоялся концерт с многообещающим и интригующим названием. Многообещающим – ввиду того, что заявленный в афише «герой» крайне редко выступает на концертной эстраде в качестве солиста и таким образом слушательской аудитории была предоставлена редчайшая возможность познакомиться с ним поближе. А интригующим в анонсе концерта «Фагот +» явилось его тембровое «окружение», в котором самым интересным, если не сказать экзотическим, персонажем оказалась арфа. Причем арфа эта не обычная, а так называемая «леверсная», воссозданная в середине XX века на основе древних рисунков и сохранившихся старинных инструментов. Вряд ли она когда-либо звучала на нашей сцене и потому ее появление здесь можно с полным правом отнести к разряду значимых событий концертной жизни института. И еще много необычного и увлекательного ожидало слушателей этого концерта.

Во-первых, замечательна сама идея камерных ансамблей, абсолютное большинство участников которых – преподаватели и студенты ЮУрГИИ. Первые – не просто наставники, но и активно концертирующие музыканты, лауреаты исполнительских конкурсов. Обладателями призов различных творческих состязаний также являются студентки Инна Дмитриева (баян) и Людмила Золотарева (фагот), продемонстрировавшие уверенное владение «мужскими» инструментами. А Евгения Юхачева, обучающаяся на специальности «Композиция» только полгода назад начала под руководством Екатерины Чуйко осваивать арфу и вот уже первый концерт!

И, наконец, в третьих – не просто организатором, но поистине душой концерта, объединившего в единую музыкально-художественную панораму глубокую древность и современность, явился Рустем Караманов. Это его фагот покорил игрой тембровых красок, тонкостью градаций звучания, плавностью регистровых переходов, донесением тончайших динамических нюансов, гибкой выразительностью музыкально-речевой интонации в сочетании с непринужденностью свободного дыхания. Великолепно технически оснащенный музыкант, глубокий и чуткий интерпретатор сочинений различных авторов, раскрывший широкий выразительный потенциал своего инструмента, предстал перед нами и в качестве ведущего. И в результате этот концерт превратился в увлекательное музыкальное путешествие по стилям и эпохам и охватил аспекты истории создания и развития инструментов, а также сведения об исполняемых сочинениях и их авторах.
Первым номером в концерте стала композиция для арфы под названием «Ветер», принадлежащая самой исполнительнице Екатерине Чуйко, а далее музыканты буквально заворожили публику звучанием арфы и фагота в «Маленькой балладе» и Кельтских песнях. В них Е. Юхачева и Л. Золотарева словно приблизили к нам времена раннего европейского Средневековья. Следующий музыкально-исторический этап был озвучен дуэтом Р. Караманова и Е. Чуйко, донесшими неувядающую красоту произведений Б. Марчелло и Г. Телемана – выдающихся представителей итальянского и немецкого Барокко. «Сонатина» А. Тансмана для фагота и фортепьяно (Л. Золотарева – Л. Тимшина) перенесла слушателей в постромантическую атмосферу рубежа двух прошедших веков. Цикл «Речитатив, Сицилиана, Рондо» Э. Бозза обратил на себя внимание тонкой изящной стилизацией (характерной приметой музыкального мышления ХХ века), позволившей в очередной раз по достоинству оценить артистизм Рустема Карманова и чуткость концертмейстерской исполнительской манеры Л. Тимшиной. Ослепительно яркими звончатыми красками засверкало Скерцино В. Купревича в переложении для фагота и баяна, с виртуозной партией которого прекрасно справилась И. Дмитриева. А финальным аккордом концерта стало великолепное Трио Ф. Пуленка для гобоя (И. Авдеев), фагота (Р. Карманов) и фортепиано (Л. Тимшина). Навеянное атмосферой баховских «Бранденбургских концертов» это эффектное произведение стало блестящим и праздничным завершением всего вечера.

Студентка III курса специальности
«Музыковедение» Вяткина Анастасия