Библиотека ФИИ внесла свой вклад в организацию научно-практической конференции в рамках форума «ЕВРАЗИЯ–2022»

Опубликовано 11.04.2022

8 апреля 2022 г. в рамках международного культурно-образовательного научного форума «ЕВРАЗИЯ-2022: социально-гуманитарное пространство в эпоху глобалицазии и цифровизации» факультет изобразительного искусства ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского принимал у себя площадку 4.2 «Культура и искусство в современном мире».

На ФИИ были организованы две научно-практические конференции студентов и преподавателей «Культурно-историческая память: аспекты осмысления» (руководитель – Н.Н. Ивлев, ученый секретарь – Ю.В. Леонычева) и «Экспериментальное формообразование в дизайне (руководитель – А.В. Шамарин, учёный секретарь – Д.А. Богомягков).

Эти мероприятия стали для факультета знаковыми. Очень важно для общекультурного и профессионального развития уметь делиться накопленным опытом, слышать и слушать своих коллег и студентов, понимать, что вместе мы делаем одно большое общее дело, направленное на сохранение и развитие образования и культурных традиций.

Очень важно осознавать связь с тем регионом, в котором мы живём, понимать, что это не просто географическая точка на карте, а место, которое предопределяет парадигму мышления, место, которое формирует нас и наше мировоззрение.

Мне довелось принять участие в работе конференции «Культурно-историческая память: аспекты осмысления». Тон общему разговору задал Н.Н. Ивлев, кандидат исторических наук, доцент кафедры СГППД ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, преподаватель ФИИ. Тема его выступления –
«Сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне через семейно-родовую историю: актуализация проблемы».

История складывается не только из судеб императоров, политиков и полководцев. Историю творит каждый человек, проживая отведённое ему время, и выполняя каждодневные «малые» дела, которые становятся в итоге фундаментом благополучия большой страны.

Для студентов Никиты Николаевича понятие «связь поколений» стало наглядным и зримым, поскольку многие его ребята обратились к изучению истории своей семьи.

Нет в России семьи такой,
Где б не памятен был свой герой.
И глаза молодых солдат
С фотографий увядших глядят.

Эти слова из песни, звучащей в кинофильме «Офицеры», предопределили направления работы студенческой научной лаборатории под руководством Н.Н. Ивлева.

29 исследований (!) было проведено за последние годы. 29 историй прабабушек и прадедушек наших студентов, прошедших через горнило испытаний Великой Отечественной войны, обрели форму научных статей и выступлений на конференциях.

На форуме «Евразия–2022» были представлены доклады студентов ФИИ

  • Е. Масловой «Трудовой подвиг Зауральского села в годы Великой Отечественной войны: материалы из истории семьи Кузнецовых»,
  • А. Поповой «Герой моей семьи Дубенко Василий Фёдорович, участник Великой Отечественной, Советско-Японской и Холодной войн»,
  • Д. Проскуряковой «Боевой путь Забегалова Бориса Васильевича. Сапёрная служба в годы Великой Отечественной войны»,
  • М. Четверухиной «Материалы из истории семьи Петровых. Служба военных метеорологов и эвакуация гражданского населения в годы Великой Отечественной войны»,
  • З. Щиголевой «История Щиголева Василия Михайловича и его вклад в Победу в Великой Отечественной войне».

Сообщение замечательного искусствоведа, большого профессионала своего дела Г.С. Трифоновой, кандидата исторических наук, доцента кафедры СГППД ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, преподавателя ФИИ, «Неизвестная картина Н.А. Русакова (1888–1941) из индийского цикла (по впечатлениям от первого путешествия на Восток): вопросы атрибуции и интерпретации» было информативно насыщенным и интересным.

Галина Семёновна раскрыла тему ориентализма в творчестве Николая Афанасьевича Русакова. Увлечение Востоком художника, родившегося в с. Писклово Челябинского уезда Оренбургской губернии, учившегося в Казанской художественной школе и Московском училище живописи, ваяния и зодчества, определило содержание многих его работ. В 1930-е гг. Русаков переключился на «уральский Восток» («Мархаба, звеньевая сложной молотилки колхоза имени Кагановича» и другие работы).

Восточная тема, затронутая Галиной Семёновной, органично вошла в контекст общей проблематики форума «Евразия-2022».

В своём выступлении «Опыт переживания войны в творчестве Алексея Михайловича Смирнова (1937–1987)» мне хотелось обозначить тему исторической памяти в работах художников, чьё мировоззрение сформировала Великая Отечественная война.
К поколению «детей войны» принадлежит и А.М. Смирнов, живописец, член Союза художников СССР, заслуженный художник РСФСР. Алексей Михайлович стоял у истоков нашего факультета: с 1978 по 1987 гг. он преподавал в Челябинском художественном училище живопись и станковую композицию.

В работах А.М. Смирнова «Конечная. 1941 год» (1965), «Солдатки» (1967), «Блокада» (1969), «Прощальный вальс» (1975), «Голуби» (1975), «Прощание славянки» (1979) нет батальных сцен. Внимание художника сосредоточено на человеке, прошедшем через горнило испытаний, но не сломленном тяжелейшими обстоятельствами.

Уважение к человеку, к его корням, его истории – это то, что определяет, в конечном итоге, перспективы поступательного развития общества. Эта мысль звучала на форуме «Евразия–2022» неоднократно.
Бесперебойную работу площадок форума на базе Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского обеспечивали инженер-электроник К.К. Кадушкин и техник-программист Н.С. Кульпин, специалисты службы информатизации нашего вуза. Спасибо им за техническую поддержку!

Работа форума завершилась, но впечатления и яркие эмоции, полученные в эти дни, будут вдохновлять нас на новые планы и проекты.

Ю.В. Леонычева, кандидат исторических наук, ведущий библиотекарь и преподаватель факультета изобразительного искусства ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского