«Виражи времени» в творчестве Олеси Короленко

Опубликовано 30.10.2014

Олеся Короленко – обладатель Гран-при I международного конкурса композиторов по произведениям Южно-Уральских писателей «Души открытое окно». Эту высшую награду наш преподаватель и молодой композитор получила за сонату для скрипки и фортепиано «Виражи времени» по стихотворению Л.Татьяничевой «Время сгущается».

Нам показалось небезынтересным узнать побольше об этом сочинении молодого автора, а также о его дальнейших творческих планах.

- Что послужило стимулом для написания сонаты для скрипки и фортепиано?

О.К.: Стимулом явилась необходимость написания сочинения по программе обучения в ассистентуре-стажировке. Образная сторона сонаты возникла неожиданно, как бы «сама собой».

- На мой взгляд, в сочинении представлен один герой, но  в разных ипостасях и на разных стадиях своего движения во времени и пространстве

О.К.: С одной стороны, я считаю что слушатели не обязательно должны думать, так же как и я, ведь у каждого человека своё виденье какого-либо произведения. В сонате есть главная и побочная тема и для меня лично это разные образы: первый - волевой, решительный, а второй  более лирический, нежный. В дальнейшем же идёт их взаимодействие, показано как они между собой сопоставляются и влияют друг на друга.

- Вы закончили ЮУрГИИ с отличием, сейчас являетесь аспиранткой, а учиться  трудно?
О.К.:  Да, не просто. Затрачивается  больше  времени, ведь нужно писать гораздо больше произведений в меньшие сроки.

- У Вас есть любимые предметы, кроме специальности?
О.К.:  Как и раньше, мне очень нравится философия. Она способствует творческому движению, потому что те произведения, к которым мы обращаемся в процессе изучения этого предмете, я обязательно читаю, после них остаются достаточно интересные и, порой, глубокие впечатления. Если, например, я нахожусь в каком-то поиске, поиске образа, то это может мне помочь.

- Каковы Ваши дальнейшие планы?
О.К:  Продолжать писать музыку.  Мне очень нравится писать музыку хоровую, вокальную, инструментальная же мне даётся сложнее, но тем не менее это тоже довольно интересно, когда ты рассматриваешь инструмент как голос, и работаешь с ним. Поэтому сейчас я планирую написание квартета,  и вокально-хорового  цикла.

- Назовите Ваших музыкальных кумиров

​О.К.:  Трудно выделить какого-то одного из них и потому считаю, что «музыкальные кумиры» - громко сказано. Есть большие художники, которых я очень люблю. Ведь сложно не любить и не ценить Бетховена или Шостаковича: если бы их не было, не было бы сегодняшней музыки. У меня выстраивается следующий ряд имен композиторов, которые, по моему ощущению, оказывают на меня творческое влияние – то есть дают пищу к размышлению, иногда как бы подсказывают различные пути воплощения конкретных звуковых идей. Это Бах, Бетховен, в меньшей мере Моцарт, из романтиков – Шуберт. А среди творцов ХХ века – Стравинский и Шостакович.

И конечно нельзя пройти мимо наших уральских композиторов и, в первую очередь следует назвать моего преподавателя Анатолия Давидовича Кривошея, который для меня – Учитель с большой буквы. Для того чтобы сегодня писать музыку академического направления необходим огромный слуховой опыт, нужно прослушать и осмыслить очень большие музыкальные пласты, чтобы определиться с собственным стилем. Мне очень нравятся концерты С.С.Прокофьева, неизменно поражает и покоряет неповторимый «солнечный» облик и удивительно динамичный тонус его произведений. Вообще музыку этого композитора часто сравнивают с моей, хотя я не пытаюсь ему намеренно подражать, но, видимо на каком-то внутреннем глубинном уровне этот художник мне в настоящее оказывается близок. 

С Олесей Короленко беседовала студентка III курса кафедры истории, теории музыки и композиции Ольга Туменко