В качестве самостоятельного структурного подразделения отделение этнохудожественного творчества образовано в 2010 году, на базе кафедры этномузыкального творчества, открытой в 2002 году. Инициатором открытия отделения стал заслуженный работник культуры РФ, кандидат педагогических наук А.В Глинкин, который в последствии ее возглавил. Открытие отделения и наполнение содержания учебного плана специальными дисциплинами этнокультурной направленности явилось определяющим фактором в подготовке компетентного специалиста – руководителя фольклорно-этнографического коллектива.
При отделении существует песенный ансамбль, в состав которого входят преподаватели, студенты и выпускники колледжа культуры.
Отделение этнохудожественного творчества создано для выполнения государственного заказа в области профессионального образования в сфере культуры и искусства и работает по направлению:
51.02.01 Народное художественное творчество (по виду ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО)
Подготовка специалистов этнокультурной сферы направлена на сохранение, возрождение и развитие этнокультурных традиций Южно-Уральского региона.
На сегодняшний день на отделении работают выпускники колледжа: Е.В. Кузнецова, педагог высшей категории, Т.А. Данилова, педагог высшей категории, кандидат педагогических наук, Ш.Н. Сабиров, ассистент-стажер кафедры «История, теория музыки и композиции» ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, педагог высшей категории О.Г. Давигора. Преподаватели отделения зарекомендовали себя как высоко профессиональные специалисты, способные на современном уровне решать задачи обучения и воспитания студентов.
Основной целью деятельности отделения является подготовка высококвалифицированного специалиста этнокультурной сферы деятельности – руководителя этнохудожественного коллектива, преподавателя.
Отделение осуществляет учебную, методическую, научно-исследовательскую, концертно-творческую и воспитательную деятельность. Преподаватели и студенты отделения принимают участие в творческой жизни института, городских, областных, международных конкурсах. Ведущие преподаватели приглашаются для работы в качестве членов жюри в различных творческих конкурсах-смотрах, проводят мастер классы для работников дополнительного образования и руководителей творческих коллективов. Преподаватели отделения способны на современном уровне решать задачи обучения и воспитания студентов.
Реализация творческого потенциала студентов осуществляется в рамках творческо-исполнительской и поисково-исследовательской деятельности.
Особое место в образовательном процессе отводится участию студентов в различных видах творческой деятельности.
Творческо-исполнительская деятельность проводится в форме концертов в образовательных и культурно-досуговых учреждениях. Студенты отделения принимают участие в городских, областных и всероссийских фестивалях и конкурсах: «Весенний хоровод», «Бажовский фестиваль», «Весна студенческая», «Звонкие голоса России».
Обучение студентов простейшим навыкам и приемам работы с различными материалами (текстиль, глина, соломка) на предмете «Народное декоративно-прикладное творчество» позволяет проводить выставки студенческих работ.
Используя знания и навыки, полученные на предмете «Народная празднично-обрядовая культура» и «Режиссура фольклорно-этнографического театра» студенты принимают активное участие в организации и проведении народных праздников и обрядов («Кузьминки», «Колядки», «Масленица», «Проводы зимы», «Сабантуй») и др.
Поисково-исследовательская деятельность, в рамках производственной практики, осуществляется в форме фольклорно-этнографических экспедиций.
Основная цель поисково-исследовательской деятельности – знакомство с носителями народной песенной культуры отдельно взятого поселения, сбор фольклорно-этнографического материала и его дальнейшее использование на предметах специализации. В результате проведения фольклорно-этнографических экспедиций студенты получают информацию об истории села, о песенных и других культурных традициях местного населения, о жизненном и творческом пути отдельных исполнителей, а также определяют современное состояние фольклорной традиции, ее жанрового состава, стилевые и этнографические признаки, фиксируют факты и текстов материальной и духовной культуры населения.
Фольклорно-этнографические экспедиции выступают таким образовательным пространством, которое способствует социализации, самоопределению и самореализации
По итогам фольклорно-этнографических экспедиций изданы сборники традиционных народных песен Южного Урала («Песни Оренбургских казаков», «Любовь-песня», «Народные песни Южного Урала», «Вспомним дедов и отцов»), создан класс-музей традиционных предметов народного быта населения Челябинской области.
В процессе творческо-исполнительской и поисково-исследовательской деятельности происходит формирование этнокультурных компетенций студентов, практическое осмысление сущности ценностей традиционной народной культуры и их присвоение.
Преподаватели и студенты отделения принимают активное участие в организации и проведении:
календарных праздников – «Кузьминки», «Святки», «Масленица»
всероссийского фестиваля детского традиционного народного творчества «Весенний хоровод»;
дня памяти доктора филологических наук, профессора А.И. Лазарева;
На отделении регулярно проводятся встречи с творческими коллективами области и их руководителями (выпускниками отделения), а также такие мероприятия как: «Посвящение в студенты», «День именинника».
Научная деятельность
В рамках научно-методической работы преподавателями отделения разработаны междисциплинарные курсы профессионального модуля «Режиссерская подготовка», «Исполнительская подготовка», «Теоретическая подготовка», защищено две кандидатские диссертации, опубликовано свыше 30 научных статей, издано 3 монографии по проблемам этнокультурного образования.
Научная работа студентов осуществляется в рамках деятельности студенческой научно-исследовательской лаборатории (СНИЛ) и реализуется в форме выступлений с докладами, тезисами, сообщениями на студенческих научных конференциях различного уровня.
За небольшой срок отделение выпустило около 50 специалистов, многие из которых окончили или продолжают обучение в ЧГИКИ, ЮУрГИИ им.П.И. Чайковского, ЧГПУ. Сфера деятельности наших выпускников весьма широка. Это учреждения культуры (Дома, Дворцы культуры), учреждения системы общего образования (общеобразовательные школы, гимназии), учреждения дополнительного образования (центры эстетического воспитания, школы искусств).
Многие из выпускников продолжают обучение в ВУЗах.
Современное общество все чаще обращается к национально-культурным традициям. При этом поддержка, сохранение и возрождение традиционной культуры тесно связаны с необходимостью ее изучения. Решением этих проблем и занимается отделение этнохудожественного творчества.
Основные виды деятельности выпускника: социально-культурная, художественно-творческая, преподавательская, организационно-управленческая. В процессе обучения студент готовится к профессиональной деятельности в качестве руководителя любительского творческого коллектива и преподавателя.
Выпускник специализации «этнохудожественное творчество» приобретает следующие знания:
А также приобретает следующие умения:
Прием осуществляется на базе основного общего образования (9 классов) и при наличии природных музыкальных данных (ритм, слух, музыкальная память). Срок обучения 3 года 10 месяцев
Абитуриенты сдают вступительные испытания творческой направленности:
1 тур – практический:
2 тур – теоретический. Собеседование по вопросам традиционной народной культуры:
Выпускники отделения могут продолжить свое образование в ВУЗах Российской Федерации.
Сфера деятельности выпускников отделения:
Производственная (профессиональная) практика является важным звеном в общей системе предметов отделения «Этнохудожественное творчество» и тесно связана с ними в процессе реализации учебного плана. Основная цель производственной практики - углубление знаний, полученных студентами в период теоретического обучения, приобретение необходимых умений, навыков и опыта практической работы по данной специализации.
В качестве баз практики выступают: