Интервью с лауреатом II степени V Международного конкурса молодых композиторов им. С.С. Прокофьева Кармановой Ольгой

Новость опубликована: Опубликовано воскресенье, 20 мая, 2018

15 мая в Большом концертном зале им. Б. М. Белицкого состоялось главное мероприятие V Международного конкурса молодых композиторов им. С.С. Прокофьева – церемония награждения лауреатов и дипломантов конкурса, а также премьерное исполнение произведений молодых композиторов.  На сцене – Академический смешанных хор ЮУрГИИ им. П. И. Чайковского, художественный руководитель и дирижёр – лауреат международных конкурсов Ольга Кочетова, струнный квартет ЧГИК, художественный руководитель – доцент Галкина Татьяна Юрьевна.

По окончании Гала-концерта нам представилась возможность побеседовать с молодым композитором, лауреатом II степени V Международного конкурса им. С. С. Прокофьева и просто очаровательной девушкой Кармановой Ольгой.
 
– Добрый день, Ольга! Поздравляем вас с получением звания лауреата! Вы не против ответить на несколько наших вопросов?
Ольга: Большое спасибо! Да, с удовольствием.

– Как и когда вы начали писать музыку? Какими были ваши первые шаги?
Ольга: Писать музыку я начала фактически случайно – на 2 курсе колледжа попала в класс композиции к Федорову Александру Сергеевичу. Это были факультативные занятия, так сказать авангардные дела, все это считалось очень модным. А потом, после года подобных «бумагомараний», я поняла, что так писать нельзя и надо писать так как я слышу, а не так как мне говорят. Ну и понеслось…

– А как окружающие реагируют, когда узнают, что вы композитор?
Ольга: Вообще реакция самая разнообразная, но самая популярная: «Ах, ты Боже мой, правда, что ли?». Ну, наверное, здесь играет свою роль тот факт, что я маленького роста.
 
– Расскажите, пожалуйста, о произведении, с которым вы участвовали в конкурс им. Прокофьева.
Ольга: Это мой первый струнный квартет, он написан в моей любимой тональности – до‑минор.

– А какое произведение, звучавшее сегодня на Гала-концерте, заинтересовало вас больше всего?
Ольга: Больше всего меня впечатлила Кантата Шамиля Сабирова «Полночное...» на стихи Анны Ахматовой. Когда слушаешь эту музыку теряется ощущение реальности и это очень здорово. Это значит, что композитор нашел контакт между стихотворным текстом и музыкой.

 – Что за последнее время произвело на вас сильное впечатление?
Ольга: Балет «Жизель» Адана в постановке Челябинского театра оперы и балета, куда я пошла по совету Анатолия Давидовича Кривошея. Он сказал, что у нас очень профессиональная хореографическая труппа. Я же раньше воспринимала балетный жанр как нечто специфическое, что мне никогда не понять и не постичь… Но после похода в театр мое мнение изменилось. Я уже о многих гениальных произведениях говорила следующим образом – буквально выпадаешь из реальности на очень большой промежуток времени и так возвращаться не хочется... Наша хореографическая труппа действительна хороша, тончайшая грация, красота движений и сама подача, взаимодействие танцоров и оркестра – это невероятное волшебство! Мне сразу же захотелось написать балет! Но потом я вспомнила, что я учусь на 2 курсе и мне сначала нужно освоить жанр кантаты.

– Расскажите о вашем педагоге по композиции.
Ольга: Ох, тут можно говорить часами. Объездив множество вузов я уже было отчаялась найти своего идеального педагога... а потом, я попала в класс к Анатолию Давидовичу Кривошею. И оказалось, что мой идеальный педагог все-таки существует. Его отличают удивительное чувство юмора и поразительное знание своего дела! Он понимает мою музыку даже лучше, чем я сама. Как такое может быть? Это навсегда останется для меня тайной. Анатолий Давидович никогда не переносит свои проблемы на студентов. Я учусь у него уже 2 года и ни разу не попала «под горячую руку». Сначала меня это очень удивляло, а сейчас мне это кажется абсолютной нормой, так и должно быть. Он человек удивительной энергетики, после его уроков появляется невероятное желание заниматься и «сворачивать горы»! Главное не растерять это чувство до следующего урока. Анатолий Давидович никогда не навязывает своего мнения, а еще помогает справляться со стрессом и кризисными моментами. Побывать на его уроке – это как побывать в кабинете у хорошего психотерапевта. Лучше педагога просто не найти!  

– Можете ли вы назвать своего любимого композитора? Кого из композиторов вы считаете своим учителем?
Ольга: Мой любимый композитор – Сергей Васильевич Рахманинов. Я могу слушать его музыку вечно. Он для меня идеальный человек и музыкант – и композитор, и пианист, и дирижер… Он охватывает искусство со всех сторон!

– А теперь представьте, что вам выпала возможность встретится с одним из композиторов прошлого. Кого вы бы выбрали? Что бы вы сказали ему? О чем спросили?
Ольга: В свете моих последних музыкальных опытов, я бы предпочла встретиться с Арнольдом Шенбергом. На мой взгляд он как педагог состоялся даже больше, чем композитор. Он гений педагогики. Я бы хотела спросить его о том, как он пришел к додекафонии и серийной технике. Он так слышит музыку или это сплошная математика?

– А с кем из современных композиторов вы бы хотели познакомиться и пообщаться?
Ольга: Я бы хотела познакомиться с Антоном Таноновым – заведующим кафедрой композиции Петербургской консерватории. Я закончила музыкальную школу по классу фортепиано и синтезатора, поэтому технические новинки всегда были для меня интересны. Я думаю Антону Валерьевичу было бы что мне рассказать. Его музыка довольно специфична, я думаю он отчасти продолжает традиции Скрябина. Среди его сочинений есть Концерт для синтезатора с оркестром. Он отлично знает возможности этого инструмента и как их выгодно подать. На мой взгляд это дорогого стоит.

– Расскажите над чем вы работаете сейчас? Какие проекты мечтаете осуществить в будущем?
Ольга: Я заканчиваю второй струнный квартет, он тоже до-минорный. Изначально он задумывался как вторая часть первого квартета. Но со временем это вылилось в самостоятельный опус. Я начала писать симфоническое произведение, но пока не надеюсь, что из этого выйдет полноценная симфония, посмотрим, какой из этого получится жанр. В дальнейшем я бы хотела написать оперу или балет. Но самая безумная мечта – оратория на религиозный сюжет. Но я осознаю, что пока мне еще рано браться за такой серьезный и масштабный замысел.

– Что бы вы пожелали молодым композиторам?
Ольга: Я бы пожелала не только молодым композиторам, но и всем молодым деятелям искусства стремится накопить и передать свои знания и опыт будущим поколениям, тем самым оставив после себя след в истории.

– Большое спасибо за такую приятную беседу! Желаем вам дальнейших творческих успехов!
Ольга: Благодарю!