Russian English French German Italian Ukrainian

Контакты

Адрес: 
г. Челябинск ул. Горького д.54, ауд.207
Время работы: 
8.30 – 17.30

Руководство

Сотрудники/Все

Реализуемые направления и специальности

Дата последнего обновления страницы:
28.03.2016

Отделение этнохудожественного творчества

История: 

В качестве самостоятельного структурного подразделения отделение этнохудожественного творчества образовано в 2010 году, на базе кафедры этномузыкального творчества, открытой в 2002 году.  Инициатором открытия отделения стал заслуженный работник культуры РФ, кандидат педагогических наук А.В.Глинкин, который и возглавил новое подразделение. Открытие отделения и наполнение содержания учебного плана специальными дисциплинами этнокультурной направленности явилось определяющим фактором в подготовке компетентного специалиста в области народной художественной культуры.

Длительное время на отделении работает студенческий клуб «Традиция». В рамках деятельности клуба студенты овладевают знаниями и навыками по отдельным видам декоративно-прикладного творчества: поясоплетение, бисероплетение и др.

При отделении существует песенный ансамбль, в состав которого входят преподаватели, студенты и выпускники.

Деятельность: 

Отделение этнохудожественного творчества создано для выполнения государственного заказа в области профессионального образования  в сфере культуры и искусства и работает в двух основных направлениях образовательной деятельности:

  • 071501 Народное художественное творчество (по виду: Этнохудожественное творчество)

Преподаватели отделения зарекомендовали себя как высоко профессиональные.

Основной целью деятельности отделения является подготовка высококвалифицированного специалиста этнокультурной сферы деятельности – руководителя этнохудожественного коллектива, преподавателя.

Отделение  осуществляет учебную, методическую, научно-исследовательскую, концертно-творческую и воспитательную деятельность. Преподаватели и студенты отделения принимают участие в творческой жизни института, городских, областных, международных конкурсах. Ведущие преподаватели приглашаются для работы в качестве членов жюри в различных творческих конкурсах-смотрах, проводят мастер классы для работников дополнительного образования и руководителей творческих коллективов. специалисты, способные на современном уровне решать задачи обучения и воспитания студентов.

С целью эффективности реализации образовательного стандарта для работы на отделении  привлекаются преподаватели других отделений: Н.А. Носова, О.А. Орлова, а также  специалисты в области этнохудожественного образования: Е.В. Агафонова, Ю.А. Коркина, И.В. Cтепанова, Ю.В. Табашникова.
 
Реализация творческого потенциала студентов осуществляется в рамках творческо-исполнительской и поисково-исследовательской деятельности

Творческо-исполнительская деятельность
Творческо-исполнительская деятельность проводится в форме концертов в образовательных и культурно-досуговых учреждениях. Студенты отделения принимают участие в проведении городских и областных фестивалей: «Весенний хоровод», «Бажовский фестиваль», «Весна студенческая». Используя знания и навыки, полученные на предметах «Народная празднично-обрядовая культура» и «Режиссура фольклорно - этнографического театра» студенты участвуют в организации и проведении народных праздников и обрядов («Кузьминки», «Колядки»,  «Масленица», «Проводы зимы», «Сабантуй») и др.

В ходе творческо-исполнительской деятельности закрепляются знания и навыки, приобретенные на изучаемых предметах отделения.

Творческая деятельность
Особое место в образовательном процессе отводится участию студентов в различных видах творческой деятельности.
Студенты ЭХТ
Студенты ЭХТ
 
Реализация творческого потенциала студентов осуществляется в рамках творческо-исполнительской и поисково-исследовательской деятельности
Творческо-исполнительская деятельность проводится в форме концертов в образовательных и культурно-досуговых учреждениях города и области,  а также в рамках участия в фестивалях «Весенний хоровод», «Бажовский фестиваль», «Весна студенческая», в фольклорном фестивале на Аркаиме и др.
В ходе творческо-исполнительской деятельности закрепляются знания и навыки, приобретенные на предметах отделения. В ходе концерта каждая песня сопровождается рассказами студентов о ее жанровой характеристике, приуроченности к календарному или семейному празднику, информацией о том где, когда и от кого была записана.
Обучение студентов простейшим навыкам и приемам работы с различными материалами (текстиль, глина, соломка) на предмете «Народное декоративно-прикладное творчество» позволяет проводить выставки студенческих работ, что является показателем их самостоятельной творческой деятельности.
Используя знания и навыки, полученные на предмете «Народная празднично-обрядовая культура» и «Режиссура фольклорно-этнографического театра» студенты принимают активное участие в организации и проведении народных праздников и обрядов («Кузьминки», «Колядки»,  «Масленица», «Проводы зимы», «Сабантуй») и др.
Поисково-исследовательская деятельность
 
Поисково-исследовательская деятельность, в рамках производственной практики, осуществляется в форме фольклорно-этнографических экспедиций.

Основная цель поисково-исследовательской деятельности – знакомство с носителями народной песенной культуры, отдельно взятого поселения, фиксация исторических фактов и музыкально-поэтических текстов, сбор предметов быта и других видов  материальной культуры местного населения. В результате проведения фольклорно-этнографических экспедиций студенты получают
информацию об истории села, о песенных и других культурных традициях местного населения, о жизненном и творческом пути отдельных исполнителей.

Фольклорно-этнографические экспедиции выступают таким образовательным пространством, которое способствует социализации, самоопределению и самореализации личности.

Экспедиция ЭХТ
Экспедиция ЭХТ
По итогам фольклорно-этнографических экспедиций изданы сборники традиционных народных песен Южного Урала («Песни Оренбургских казаков», «Любовь-песня», «Народные песни Южного Урала),создан класс-музей традиционных предметов народного быта населения Челябинской области

В процессе творческо-исполнительской и поисково-исследовательской деятельности происходит формирование этнокультурных компетенций студентов, практическое осмысление сущности ценностей традиционной народной культуры и их присвоение.

Постоянные мероприятия отделения
Преподаватели и студенты отделения принимают активное участие в организации и проведении:
  • календарных праздников – «Кузьминки», «Святки», «Маслени
Праздники на отд. ЭХТ
Праздники на отд. ЭХТ
 
  • всероссийского фестиваля детского традиционного народного творчества «Весенний хоровод»;
хоровод на ЭХТ
хоровод на ЭХТ
  • дня памяти доктора филологических наук, профессора А.И. Лазарева;
дня памяти доктора филологических наук, профессора А.И. Лазарева
дня памяти доктора филологических наук, профессора А.И. Лазарева
  • На отделении регулярно проводятся встречи с творческими коллективами области и их руководителями (выпускниками отделения), а также такие мероприятия как: «Посвящение в студенты», «День именинника».
 
Научная деятельность
В рамках научно-методической работы преподавателями отделения разработаны междисциплинарные курсы профессионального модуля «Режиссерская подготовка», «Исполнительская подготовка», «Теоретическая подготовка», защищено две кандидатские диссертации, опубликовано около 30 научных статей, издано 2 монографии по проблемам этнокультурного образования.

Научная работа студентов осуществляется в рамках деятельности студенческой научно-исследовательской лаборатории (СНИЛ) и реализуется в форме выступлений с докладами, тезисами, сообщениями на студенческих  научных конференциях различного уровня.

Выпускники: 

За небольшой срок отделение выпустила около 40 специалистов.

  • преподаватели на отделении «Этнохудожественное творчество»: Кузнецова Е.В и Данилова Т.А.
  • преподаватели ДШИ: Уфимцева Н.В. (с. Бродокалмак Красноармейского района), Муканов М.М. (п. Комсомольский Брединского района), Нелюбина А. (ДШИ № 2 г. Челябинск)
  • руководители творческих коллективов:  Солонская О.Н. (с. Октябрьское Октябрьского района), Бородулин  С.И. (с.Миасское Красноармейеского района), Захарова М. (п. Кирса Верхнеуральского района), Муканов М.М. (п.Комсомольский Брединского района, Батырханова Л. (п.Рощино Сосновского района), Мухарамова Р. (с.Арсланово Нязепетровского района), Львова Ю. (г.Чебаркуль), Юрьева А. (с. Мирное Уйского района, и др.

Многие из выпускников продолжают обучение в ВУЗах.

  • Изотов Д. –  аспирант Санкт-Петербургской консерватории;
  • Рысева Е., Багаутдинова А., Фаст Е., Бабушкина Т. – ЧГАКИ.
Дополнительная информация: 

Абитуриенту
Современное общество все чаще обращается к национально-культурным традициям. При этом поддержка, сохранение и возрождение традиционной культуры тесно связаны с необходимостью ее изучения.
Решением этих проблем и занимается отделение этнохудожественного творчества.
Основные виды деятельности выпускника: социально-культурная, художественно-творческая, преподавательская, организационно-управленческая.
В процессе обучения студент готовится к профессиональной деятельности в качестве руководителя любительского творческого коллектива и преподавателя.

Выпускник специализации «этнохудожественное творчество» приобретает следующие знания:

  • методику преподавания фольклорного ансамбля, народного музыкального творчества, традиционного декоративно-прикладного творчества;
  • разновидности музыкальных инструментов народной традиции и приемы исполнения на них;
  • основы музыкальной грамотности;
  • основные виды декоративно-прикладного творчества;
  • жанровую систему музыкального и поэтического народного творчества;
  • основы драматургии;
  • теоретические основы этнографии, обрядовую символику и драматургию обрядового действа;
  • драматические сюжеты в играх и хороводах;

А также приобретает следующие умения:

  • проводить учебные занятия по фольклорному ансамблю, народному музыкальному творчеству, обрядовому фольклору;
  • использовать приобретенные навыки игры на музыкальных инструментах народной традиции;
  • импровизировать в процессе исполнения песенного первоисточника;
  • владеть приемами практической работы в основных видах традиционного декоративно-прикладного творчества.

На развитие этих знаний и умений нацелен комплекс дисциплин общеобразовательного и специального цикла:

  • фольклорный ансамбль;
  • постановка голоса;
  • народное декоративно-прикладное творчество;
  • народная празднично-обрядовая культура;
  • народное поэтическое слово;
  • основы импровизации;
  • народное инструментальное творчество;
  • основы народной хореографии;
  • расшифровка народных песен;
  • детский фольклор.

Прием осуществляется на базе основного общего образования (9 классов) и при наличии природных музыкальных данных (ритм, слух, музыкальная память)
Срок обучения 3 года 10 месяцев

 
Абитуриент сдает следующие экзамены:

  1. Русский язык, литература – результаты ГИА или тестирование.
  2. Дополнительное вступительное испытание:
  • практический этап
  • теоретический этап

I этап. Практический
Исполнить две разнохарактерные народные песни и одно-два произведения на музыкальном или шумовом инструменте (для владеющих каким-либо инструментом).

Проверка музыкальных данных:

  • воспроизвести предложенную мелодию;
  • повторить заданный ритмический рисунок;
  • определить количество одновременно сыгранных звуков и по возможности пропеть их.

II этап. Теоретический (собеседование)
В ходе собеседования выявляется общий музыкальный кругозор и понимание значимости выбранной профессии.

При поступлении в образовательное учреждение абитуриент проходит вступительные испытания:

  • прочтение  басни, исполнение 3-5 пословиц и поговорок;
  • исполнение 1-2 народных песен;
  • проверка музыкального слуха, памяти, чувства ритма;
  • собеседование по вопросам традиционной народной культуры.

Выпускники отделения могут продолжить свое образование в ВУЗах  Российской Федерации.
Сфера деятельности выпускников отделения: учреждения культуры (Дома, Дворцы культуры), учреждения системы общего образования (общеобразовательные школы, гимназии), учреждения дополнительного образования (детские школы искусств, дома творчества, детские клубы), учреждения культуры музейного типа.

Производственная практика

Производственная (профессиональная) практика является важным звеном в общей системе предметов отделения «Этнохудожественное творчество» и тесно связана с ними в процессе реализации учебного плана. Основная цель производственной практики -  углубление знаний, полученных студентами в период теоретического обучения, приобретение необходимых умений, навыков и опыта практической работы по данной специализации.

В качестве баз практики выступают:

  1. Учреждения социально-культурной сферы различных типов (Дома культуры, Дворцы культуры,  клубы по интересам);
  2. Образовательные учреждения (общеобразовательные школы, детские школы искусств, учреждения дошкольного и дополнительного образования).

Особое место в процессе производственной практики отводится участию студентов в различных видах творческой деятельности.
 

Новости отделения

/Все
29.03

23 марта 2016 года на отделении «Этнохудожественное творчество» прошел вечер памяти Александра Ивановича Лазарева, фольклориста, литературоведа, краеведа. 

Своими впечатлениями о нем как о педагоге, ученом, прекрасном человеке поделились преподаватели отделения А.В. Глинкин, О.Л. Юровская, Е.В. Кузнецова и Т.А. Данилова.

25.02

На отделении этнохудожественного творчества ФСКД состоялась лекция-диспут, посвященная творчеству Валерия Гаврилина.

Видео отделения

/Все

Видео пока не добавлено

Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.