Персональная информация

Место работы

Должность

Доцент

Контакты

Телефон сотрудника: 
8 (904) 973-22-20

Дата последнего обновления страницы:
07.01.2018

Степанова Наталья Викторовна

Основные достижения (сведения о почетных званиях, грамотах, знаках отличия и т.д.):
В 2010 году награждена почетной грамотой главы администрации Советского района г. Челябинска.

Информация о сотруднике: 

Образование: высшее. Юридическое название учреждения, в котором получено образование, год окончания. В 1991 г. окончила Уральскую Государственную консерваторию им. М.П. Мусоргского.

Преподаваемые дисциплины (профиль работы в вузе на данный момент).: 

  • Фортепиано

Общий педагогический (административный) стаж работы: 24 года.
Стаж работы в данной должности (в данном образовательном направлении): 2 года.
Стаж работы в вузе (в том числе в ЮУрГИИ): 6 лет.

Сведения о повышении квалификации (за последние пять лет): 

  • В 2011 году окончила аспирантуру Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского по специальности 13.00.08 – «Теория и методика профессионального образования».
  • 2015 г. ЮУрГИИ. Современные технологии и методы преподавания(по видам инструментов:Фортепиано). 72 ч.
  • 2017 г. ЮУрГИИ.  Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе. 36 ч.

Научные и/или творческие достижения: тема диссертации, перечень опубликованных научных и методических работ, перечень участия и побед в конкурсах, фестивалях, выставках и т.д. с указанием лауреатства и др.:

  • Тема диссертации: Развитие коммуникативно-исполнительских качеств у студентов музыкального колледжа в классе фортепиано.

Перечень научных и методических работ:

  1. Формирование коммуникативной культуры музыканта-ансамблиста (тезисы). Культура и коммуникация: сб. материалов II междунар. науч.-практ. конф., дек., 2006 г. – Челябинск: Челяб. гос. академия культуры и искусства, 2006. – Ч. II. – С. 137-139. – 0,2 п.л.
  2. Диалектика инвариантного и вариантного в исполнительской интерпретации пианиста (тезисы).  Перспективы развития музыкального образования в России III тысячелетия: материалы всерос. науч.-практ. конф., 28-29 нояб. 2007 г. – Челябинск: ЧГИМ, 2008. – С. 93-95. – 0,2 п.л.
  3. К проблеме формирования коммуникативных качеств музыканта-ансамблиста (статья). Традиции и современная ситуация в области образования и культуры народов России: сб. науч. ст. / под ред. Е.Н. Васильевой. – Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2008. – С. 226-231. – 0,3 п.л.
  4. Художественно-коммуникативный аспект в профессиональной деятельности музыканта-ансамблиста (статья). Фортепианное образование: проблемы и перспективы: материалы междунар. науч.-практ. конф., 12 февр. 2008 г. – Екатеринбург: Урал. гос. консерватория им. М.П. Мусоргского, 2008. – С. 142-150. – 0,4 п.л.
  5. Особенности коммуникативного взаимодействия партнеров в фортепианном ансамбле (тезисы).  Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направления развития: материалы всерос. науч.-практ. конф., 3 – 5 июня 2009 г. – Волгоград: Волгоград. гос. ин-т искусств и культуры, 2009. – С. 296-299. – 0,2 п.л.
  6. Историко-философские истоки герменевтического подхода и его реализация в музыкально-исполнительской деятельности (тезисы). Научно-методическая работа как фактор повышения , 2009. – С. 73-75. – 0,2 п.л.
  7. Вербальные и невербальные коммуникативные средства в ансамблевой музыкально-исполнительской деятельности (статья). Музыкальное и художественное образование детей и юношест
  8. Теоретические аспекты межличностного взаимодействия исполнителей в фортепианном ансамбле (статья). Актуальные проблемы теории и практики музыкального образования: межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. К.П. Матвеева, Л.А. Кузьмина. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т; Пермь: Перм. гос. ин-т искусства и культуры, 2009. – С. 142-148. – 0,4 п.л.
  9. Историко-философские истоки категории «понимание» в контексте музыкально-исполнительской деятельности (статья). Фортепианное образование. Проблемы и перспективы: материалы докл. междунар. науч.-практ. конф., 13 февр. 2010 г. – Екатеринбург: Урал. гос. консерватория им. М.П. Мусоргского, 2011. – Вып. 2. – С. 87-93. – 0,4 п.л.
  10. К проблеме формирования самостоятельности студентов музыкальных вузов (статья). Актуальные проблемы профессионального музыкального образования: межвуз. сб. науч. тр./ Челяб. Гос. ин-т музыки им. П.И. Чайковского; отв. ред. Я.Т. Жакупова. – Челябинск: ЧГИМ, 2010. – С. 94-99. – 0,4 п.л.
  11. Формирование профессионального мастерства ансамблевого исполнителя (тезисы). Музыкальное искусство Урала в контексте национальных традиций и диалога культур: сб. тез. докл. всерос. науч.-практ. конф., 17 нояб. 2010 г. – Челябинск: ЮУрГИИ, 2011. – С.228-230. – 0,2. п.л.
  12. Педагогические возможности фортепианно-ансамблевой подготовки в процессе обучения музыканта-исполнителя (статья). Музыкальное и художественное образование детей и юношества: проблемы и поиски: материалы всерос. науч.-практ. конф., 21 – 22 апр. 2011 г. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2011. – С. 66-70. – 0,3 п.л.
  13. Проблемы интерпретации в контексте герменевтического подхода (статья). Искусствознание: теория, история, практика. –  2011. – № 1. – С. 78-81. – 0,4 п.л.  15) Методы развития умений межличностного взаимодействия в процессе фортепианной ансамблевой подготовки студентов музыкального колледжа (статья). Издание, включенное в реестр ВАК МОиН РФ: Мир науки, культуры и образования. –  2011. – № 1. – С. 170-173. – 0,5 п.л.
  14. Содержание и структура коммуникативного комплекса музыканта-ансамблиста (статья). Издание, включенное в реестр ВАК МОиН РФ: Мир науки, культуры и образования. – 2011. – № 3. – С. 122-124. – 0,4 п.л.
  15. Особенности коммуникативно-ориентированной методики обучения студентов музыкального колледжа в классе фортепиано (статья). Издание, включенное в реестр ВАК МОиН РФ:
  16. Феномен слуха как базовый компонент музыкальных способностей исполнителя (статья). Искусствознание: теория, история, практика. –  2012. – № 2. – С. 93-96. – 0,4 п.л.  
  17. О развитии эмоционального интеллекта у музыканта-исполнителя (статья).  Проблемы музыкального и художественного образования детей и юношества: межвуз.сб. науч. тр. / отв. ред. К.П. Матвеева. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2012. – С. 56-59. – 0,3 п.л.
  18. К вопросу о коммуникативной природе ансамблевой музыкально-исполнительской деятельности (статья). Актуальные проблему ансамблевого исполнительства и педагогики: сб. материалов всерос. науч.-практ. интернет-конф., 25 марта – 25 апр. 2012 г., –  Саратов: Саратовская гос. консерватория (академия) им. Л.В. Собинова, 2013. – С. 45-50. – 0,3 п.л. 
  19. Теоретические аспекты исследования коммуникативных процессов в музыкальной деятельности (статья). Художественное произведение: Творчество – исполнительство – Гуманитарное знание: сб. материалов и науч. ст. междунар. заоч. науч.-практ. конф., 29 апр. 2013 г., г. Челябинск / гл. ред. И.В. Безгинова. – Челябинск. ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, 2013. – С. 36-41. –  0, 3 п.л.
  20. Диалектика объективного и субъективного в исполнительской интерпретации (статья). Искусствознание: теория, история, практика. – 2013. – № 6. – С. 73-76. – 0,35 п.л.
  21. Результаты опытно-экспериментальной работы по реализации коммуникативно-ориентированной методики обучения студентов музыкального колледжа в курсе «Фортепиано» (статья). Тенденции и перспективы развития современного научного знания: сб. материалов VIII междунар. науч.-практ. конф., 9 октября. 2013 г. /Науч.-инф. издат. центр «Институт стратегических исследований». - Москва: Изд-во «Спецкнига», 2013. – С. 102-107. –  0, 3 п.л.
  22. Коммуникативно-развивающие возможности жанра фортепианного ансамбля в процессе профессиональной подготовки музыканта-исполнителя (статья). Издание, включенное в реестр ВАК МОиН РФ: Мир науки, культуры и образования. – 2014. – № 1 (44). – С. 165-167. – 0,4 п.л.
  23. Курс «Фортепиано» в системе профессионального музыкального образования  (статья). Художественное произведение: Творчество – Исполнительство – Гуманитарное знание: сб. материалов и науч. ст. междунар. заоч.
  24. Применение коммуникативно-ориентированного подхода в обучении музыканта-исполнителя (статья) Издание, включенное в реестр ВАК МОиН РФ: Мир науки, культуры и образования. – 2014. – № 2 (45). – С. 171-1173. – 0,4 п.л.
  25. Фортепианные ансамбли [Текст. Ноты]: учеб.-практ. пособие (брошюра). Челябинск: ЧИМ, 2006. – Ч. 1. – 101 с. – 5,0 п.л., авт. – 2,5 п.л.
  26. Фортепианные ансамбли [Текст. Ноты]: учеб.-практ. пособие (брошюра). Челябинск: ЧИМ, 2006. – Ч. 2. – 89 с. – 4,5 п.л., авт. – 2, 25п.л.
  27. Фортепиано, чтение с листа: программа по специальности 073401 «Вокальное искусство» со сроком освоения 3 года 10 месяцев (брошюра). Челябинск: ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, 2013. – 24 с. – 1,2 п.л.

Перечень участия и побед в конкурсах:

  1. II  Международный конкурс фортепианной подготовки студентов дирижерско-хоровых и теоретических отделений средних и высших музыкальных учебных заведений им. В.С. Цветикова «Путь к мастерству» (Екатеринбург) Наумова Т. – IV ТО – лауреат II степени, февраль 2010 г.
  2. Международный конкурс-фестиваль детского и молодежного творчества «Преображение» (Санкт-Петербург); Номинация «Инструментальная музыка. Фортепиано соло» (Анкудинова А. – II ТО – лауреат II степени) январь 2011.
  3. I Международный конкурс «Музыкальный вернисаж» (Магнитогорск – Зальцбург); Номинация «Ансамбли» (Бутова И.А.; Степанова Н.В. –  лауреаты II премии) май 2013.
  4. II Международный конкурс искусств «Золотой Бриз» Номинация «Фортепиано-ансамбль»  (Бутова И, Степанова Н.) – лауреаты II премии, Омск, 13-15 декабря 2013.
  5. I Международный конкурс «Музыкальный вернисаж» (Магнитогорск – Зальцбург); Номинация «Ансамбли»  (III ФТИМ Самойлова А., Наумова Т. – лауреаты III премии) май 2013.
  6. Международный конкурс-фестиваль «Урал собирает друзей»: Степанова Н.В. и 2 ФТИМ Чикина Е., («Мастер и ученик» ф-ный ансамбль – лауреат 3 степени); 4 ФТИМ Самойлова А., Наумова Т. ф-ный ансамбль –  дипломанты 1 степени (27 февраля – 2 марта 2014).